Проблема объективной оценки гипнотизера.
В настоящее время в сфере обучения гипнозу, полностью отсутствуют методики развития обучающегося в отношении качества и способности к гипнотизации (производство гипноза) до стадии "навык". Таково положение дел не только в нашей стране, но и в мировой практике подготовки гипнотизера. Отсутствие методик обучения гипнотизации связано с отсутствием критериев обучения и следовательно - критериев оценки выработанного навыка. Их нет.
Следствием является отсутствие объективных оценок гипнотизера. Субъективность оценок сегодня - общее явление. Оценить качество на предмет классности, разряда, мастерства невозможно. Любой может называть себя "мастером гипноза" безо всяких оснований, лишь потому, что захотелось. Измерить "классность" нет возможности именно по этой причине.
"Измерения" производить опосредованно через результат, т.е. произведенный эффект - гипнотизацию - "мастера гипноза" и вовсе не желают. Манипуляции статистикой в этом случае норма.
То преподавание гипноза, которое сегодня можно наблюдать при групповом обучении, само содержание и суть сводится к методам обучения:
1. К информированию "о гипнозе", которое определяется как "пассивное обучение", при котором высылают тексты и лекции, содержащие общие сведения об истории гипноза и существующих способах гипнотизации. Данный "пассивный метод" не образует навыков гипноза (гипнотизации), которые не вырабатываются в программе. Не предусмотрено.
Таковое информирование, бывает двух типов:
а) подборка материалов о гипнозе, с общими сведениями из свободного доступа. Сведения являются информацией поверхностного содержания, в большинстве своем устаревшего характера. Данный обзор выдается за "научный", однако мало соотносим с научными определениями. К таким "бытовым" относятся названия популярные сегодня такие направления в преподавании, как "классический
гипноз", "регрессивный гипноз", "эриксоновский гипноз", "элмановский гипноз" и пр. Содержание рекомендаций таких "онлайн-курсов" - заучивание "скриптов" и "рабочих техник" и самостоятельное применение их на практике;
б) основанное на "личном мнении и личном опыте", т.е. "авторский курс". То, что говорится в такой форме "обучения", является хаотичным изложением "авторского взгляда" на гипноз, не соотносимое с чем-либо системным и научно обоснованным. При этом, "авторский взгляд" часто дополнен видеоматериалами иных популярных авторов, демонстрирующих гипноз.
Общая ценность "пассивного метода обучения" ничтожна. Обучающийся "информирован, но не умеет". Качество навыков при "самостоятельной отработке" не контролируется.
2. "Активный метод" и "Интерактивный метод обучения" гипнозу, где практическая направленность существует. По форме, это методики, где происходит отработка приемов и способов гипнотизации, распространены мало, а те из них, где практика занимает небольшую часть времени, сводятся к некому порядку действий обучающихся, имитирующих гипнотизацию. В процессе такой имитации
обучения, опять-же, предлагается заучивать тексты, называемые "скриптами", либо "техниками", якобы приводящие субъекта в гипнотическое состояние. То есть, некий порядок произнесения слов и действий, которые предлагается "освоить", выдается за "продукт", а процесс заучивания "скриптов" называется "практическим обучением", сама же "отработка действий по скрипту" подразумевает "практику гипноза".
В общем, "программы, курсы" - смешанные "методики" пассивного слушания лекций, занимающего большую часть времени, с малым количеством времени на активную часть, где "активная часть" не основана на объективных критериях, позволяющих оценить качество гипнотизации обучающегося.
Происходящее при таком "методе" , где "теоретическая часть" - набор текстов о гипнозе, а практическая - отработка зазубренных "скриптов", называется имитацией процесса, но не выработкой навыков гипнотизации по объективным критериям.
При обзоре различных обучающих форматов и методов обучения гипнозу, можно сделать вывод о том, что выработка специфических для производства гипноза качеств специалиста, проявляемых в образованных навыках, т.е. "умениях", как задачи и цель обучения, как в нашей стране, так и мировой практике не ставятся.
Связано это с отсутствием критериев проверки научения и развития специфических для гипноза качеств - какие именно были выработаны, как они измеряется - то есть, результат обучения не проверяется и проверен быть не может.
Существование в некоторых обучающих программах отдельно взятых приемов развития голоса, не образует методику, а именно является отдельным приемом, который не обоснован должным образом, как и остальные подобные рекомендации.
"Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник" (с).
Также, приглашенные в качестве преподавателей актеры, либо преподаватели сценической речи, не меняют сути дела - методика развития голосовых данных гипнотизера не образуется: гипнотическая речь зависит от специфических для гипноза Ритмов, Тонов, скорости и пр., фонетики и пр., совершенно отличающихся по целям от актерского ремесла. Эта направленность влияния -
гипнотизация против эстетического - определяет системность действия и его функциональность, т.е. различия и противоположность направленности Речи Гипнотической от Речи Сценической, что и проявляется в преподавании.
Скорее, здесь уместен специалист логопед, для выработки специфических для гипноза, фонетических свойст и пр. Однако, при этом необходимо понимание этим специалистом как гипнотической ритмики так и тональности.
Подчеркнем особо, что решая разные задачи (сценическое искусство и гипнотизация), преподаватель будет вырабатывать у обучающегося различные (противоположные) навыки, то есть - либо развивать качества гипнотизера, либо наносить ему вред, хотя и без злого умысла, добросовестно заблуждаясь. Например, "говорить красиво" полезно вообще, но имеет эстетическую направленность производимого впечатления, что и является задачей влияния актерского ремесла. Напротив, задачей гипнотизации будет не эстетическое впечатление, а изменение состояния сознания и общего психофизиологического состояния, то есть состояние гипноза. Привести человека в то, либо иное состояние - различные задачи, диктующие специфику голоса и речи. Если в "искусстве" выразительность будет необходима, то в "гипнозе" однообразие и монотонность может быть намеренным действием. И таких отличий огромное количество.
Также необходимо отметить, что общий уровень преподавателей гипноза низок, поэтому даже приглашение специалиста по постановке голоса и речи, не изменило бы дело - преподаватели мало знают о гинотической ритмике, тональности и прочих характеристиках, чем и объясняется повальное отсутствие гипнотизации на проводимых ими "обучениях", где, повторимся, происходит информирование о гипнозе и имитация гипнотизации. Подавляющему большинству "преподавателей гипноза" необходимо самим вырабатывать базовые свойства гипнотизера, чтобы повысить свое качество гипнотизации, прежде, чем браться продавать "курсы и семинары" на данную
тему. Результаты таких "обучений" в плане общей эффективности таковы, какими и являются - близки к нолю, а чаще наносят вред.
Развитие свойств второго порядка, это организация гипнотической речи, составляющая суть Внушения, Гипнотической Суггестии. На этом уровне будет ясно большинству, что приглашать учителя русского языка преподавать гипнотическую речь (гипнотическую суггестию) также нелепо, как и актера для развития голоса гипнотизера. Преподаватель русского языка организует процесс в
соответствии с правилами языка, а гипнотическая суггестивность, по большинству речевых приемов, данным правилам противоречит полностью, образуя свою специфику синтаксиса. Так, например, то, что является ошибочным в "правильной" организации речи, может быть условием для суггестивного воздействия. Произвольность и расставления акцентов при гипнозе, может быть намеренным
двусмысленным посланием, тавтология - суггестивным действием, нарушение ударения на глагол - смещением внимания и пр. и т.п. Поэтому решение различных задач образует различие правил, т.е. специфику синтаксиса гипнотической речи. Подменять задачи, приглашая людей с иной компетенцией, специалистов иных видов деятельности, означает - либо умышленно обманывать обучающихся, либо самому добросовестно заблуждаться, а в общем - заниматься профанацией, создавая системные ошибки и закрепляя их у людей осваивающих гипноз.
Необходимые определения.
Профессиональные качества, Поведение и Деятельность.
а) Качества и навыки гипнотизации, - "Инструменты гипнотизера" - это знания и умения, практические действия, где проявляется сумма качеств гипнотизации (характеристики), конкретно определяемых по факторам (критериальность), которая выражается в навыках, применяемых при производстве гипноза (гипнотизации). Профессиональное Поведение гипнотизера отражает его мастерство
(владение профессией), уровень развития (мастерства), выраженная детально в характеристиках. Сумма качеств выражаемая в навыках, может быть понимаема как "инструменты", не зависит от этики, морали, направленности их применения. К этим "качествам и способностям" прежде всего относится Владение собой и основные "базовые" характеристики приведенные далее.
б) Деятельность гипнотизера, это "точка приложения навыков", то есть, смысловой контекст, область применения технических приемов гипнотизации по различным деловым, профессиональным и социальным сферам, обладая необходимыми качествами (поведенческими); Сферы применения различаются по целям, семантическим направлениям (лечение, психологическая коррекция,
воспитание, бизнес, организация социальных групп, коллективов и пр.). Деятельность гипнотизера зависит от этики, морали, нравственности, закона.
Следующие критерии (характеристики) позволяют производить оценку обучения, т.к. являются измеряемыми объективно. Любая методика обучения гипнозу должны быть основана на них прежде всего, к чему мы и призываем всех обучающих гипнозу, а также т.н. "гипнологов" изучающих гипноз. Каждое "гипнотическое" действие должно подвергаться измерению и научному обоснованию
прежде его отработки.
На основании приведенных Критериев, создаются Дисциплины, составляющие Предметность обучения, выраженную нами в Методике обучения Гипнозу (процессу гипнотизации).
Обоснование (краткое, необходимое и достаточное здесь).
Влияние ритма и тональности, а также темпа относится к обоснованным научно, как и процессы: фиксация и дезориентация, влекущие изменение функции внимания, мышления, осознавания в результате и тд.
Ритм и тон относятся к восприятию не только вербальному (речи), но являются довербальными, безусловными факторами изменения состояния человека, вне зависимости от его волевых качеств и когнитивных способностей, их характеристик.
Функционально-системное развитие основных специфических свойств, качеств и навыков гипнотизации по факторам (Объективно измеряемы, подвержены оценке (тестирование).
( Характеристики - Критерии профессиональных качеств гипнотизера, его "личной индуктивности". Принципы системной подготовки гипнотизера. Порядок развития.
"Владение собой".
Основные способы освоения: Рациональное осмысление необходимости, Аутогенная тренировка, Самогипноз и Гипноз; пр.
Цель - выработанный навык самоконтроля.
Способность к профессиональной деятельности (гипноз, гипнотерапия и пр.), в процессе которой важно сохранять оптимальную работоспособность (владеть голосом, выражать телом, взглядом), управлять своим состоянием, умение "отключать" восприятие факторов, негативно влияющих:
- на производство гипнотизации (помехи);
- на состояние гипнотизера (психофизиологическое), его самочувствие, энергичность, здоровье.
К данным навыкам относится не только общее влияние условий средовых факторов, но и:
- противодействие любого рода суггестивному воздействию, как специфически выработанное качество отмечать рефлекторно его
мельчайшие признаки и противодействовать ему (анти-суггестия, усиленные антисуггестивные барьеры).
Способность проверяется (тестируется "стресс-тестом") по типу "стимул-реакция", где стимул подается с целью вызвать невротическую реакцию, замешательство, сбой производимых действий, либо стресс. Отсутствие замешательства, невротической реакции, стресса на подаваемый стимул (шумовой, болевой и пр. разнообразные стимулы), показывает степень способности.
I. Факторы развития первого порядка. "Базовые характеристики гипнотизера".
Индивидуальные Характеристики, принципиально определяющие основополагающее развитие навыков и способностей, свойств:
1. Взгляд гипнотизера.
а) неподвижность глаз, фиксированный взгляд (при отсутствии моргания); целенаправленное движение;
б) изменение зрачка (произвольное сужение и расширение)
в) мимика связанная с выражением взгляда, его значением
2. Движения гипнотизера.
Дисциплины:
а) Жесты; Пассы; Касания; вибрации ладоней и пальцев; движения отдельных частей тела;
б) Общая Мимика лица;
в) Движения всего тела. Перемещения - неподвижность; перемещения в различном темпе, ритме (плавность и хаотичность); издаваемые при этом звуки (хлопки, топот, постукивания и пр.)
3. Голос гипнотизера. (с учетом индивидуальных возможностей развития)
Основные Характеристики голоса гипнотизера, издаваемых звуков.
Дисциплины:
а) ритмика;
б) тональность (повышение-понижение), интонирование, модуляции (индивидуальные возможности)
в) длительность звука (время звучания);
г) мягкость-жесткость;
д) плавность-отрывистость;
е) сила;
ж) громкость (тихо-громко); (ритмика, тональность, скорость (темп) относятся в дальнейшем к динамическим характеристикам речи (Речь гипнотизера), являясь одновременно базовыми, вне смыслового содержания характеристиками, индивидуально присущими по склонности и общим способностям (данным) человека; развиваются; объективно замеряются)
з) владеть резонаторами, вибрационным эффектом повышающим КПД в десятки раз (специфически для гипноза).
II. Факторы развития ворого порядка. Объективно измеряемы, подвержены оценке (тестирование).
Речь гипнотизера.
Дисциплины:
- а) признаки гипнотической речи, ее суггестивности; иллокутивная сила гипнотической речи; фасцинирующие факторы речи;
- б) лингвистические конструкции, составление внушений - составление фраз и предложений; синтаксис гипнотической речи;
- в) общая смысловая гипно-суггестивная организация речи (цель внушения, идея внушения); активация бессознательных потребностей;
- г) скорость (темп) речи ( изменение темпа: медленно-быстро)
- д) скорость подачи информации ; плотность смыслов, смена смыслов (на единицу времени);
- е) неоднозначность смысла;
- ж) спирали сменяющихся смыслов;
- з) акценты и паузы; общая ритмика и тональность организации речи
III. Факторы третьего порядка. Характеристики гипнотической речи применительно к сфере деятельности.
Специфика применения гипнотической речи по сферам деятельности образуется (в отличие от предыдущих характеристик) дополнительным "глоссарием", т.е. специфической терминологией, ее владением, характерным для сферы, вида деятельности.
Применение вышеуказанных навыков гипноза, например в терапии, либо деловых переговорах, бизнесе и пр., будет существенно зависеть от свободного владения темой, специфическим "языком" данной группы.
Измерению подлежит по общему эффекту (эффективность) - достижению результата и промежуточных решаемых задач, как и в любом виде профессиональной деятельности (результат труда).
Часто задаваемый вопрос: "А есть ли у меня способности к гипнозу?"
Представленные критерии позволяют дать объективный ответ о текущем уровне способностей, выявить сильные стороны и направить на развитие по индивидуальным данным человека, не полагаясь на субъективные оценки. Что и подразумевает критериальность и методичность.