ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА.
Применение Гипноза в терапии и гипнотической коррекции ПА.

Метод обучения изменению состояния (саморегуляции) в гипнозе, при панических атаках.

Симптоматика (ПА):

  1. Сердцебиение, учащённый пульс
  2. Потливость
  3. Озноб, тремор, ощущение внутренней дрожи
  4. Ощущение нехватки воздуха, одышка
  5. Удушье или затруднённое дыхание
  1. Тошнота или абдоминальный дискомфорт
  2. Ощущение головокружения, неустойчивость, лёгкость в голове или предобморочное состояние
  3. Ощущение дереализации, деперсонализации
  4. Страх сойти с ума или совершить неконтролируемый поступок
  5. Страх смерти
  6. Ощущение онемения или покалывания (парестезии) в конечностях
  7. Бессонница
  8. Спутанность мыслей (снижение произвольности мышления

Возможности применения гипнотических методов для:

1. Снятия симптомов;

2. Обучения пациента (клиента) саморегуляции.

Возможности поведенческой коррекции методами гипноза широки и многоплановы, о чем подробнее возможно ознакомиться самостоятельно, в работах гипнотерапевтов Платонова, Слободяника, Буля и пр.

Целью данной работы является осветить два аспекта, применительно к конкретно обозначенному расстройству - Паническая Атака.

Гипноз здесь рассматривается как инструмент психокоррекции, психотерапии.

Целью гипнотизации, как процесса, является увеличение внушаемости пациента, клиента, для изменения установок, поведенческих алгоритмов, условно-рефлекторного реагирования.

Задачи, решаемые в процессе санса (сеансов) терапии, продиктованы означенной симптоматикой проблемы.

Так как по определению человек, страдающий от данного недуга, не находит рационального объяснения ПА (далее ПА — паническая Атака), то и не обладает методами по их пресечению в развитии, если ПА начинается.

Он попросту не знает, как это делать. Не обучен.

Гипноз, как метод, не является здесь панацеей (сам по себе), а лишь средством для:

1. Суггестивной ситуации, обеспечения принятия внушений.

2. Обучение (наиболее быстрое и высокоэффективное), посредством внушения, умению пресекать ПА при ее начале, изменять общее состояние на спокойное, сохраняя рациональность. Фактически - выходить из негативного состояния в позитивное (ресурсное).

Гипнотизация. Внушение. Последовательность действий.

Выявленная симптоматика ПА, должна :

1. Быть установлена (диагностирована) и рационально, четко изложена пациенту (клиенту). Понятна ему по пунктам (см. начало).

2. Должно быть получено согласие пациента (клиента) на возможность обучения иному реагированию в сходных ситуациях, на рефлекторном уровне, методами гипноза.

(Что в рамках этических , моральных, законодательных требований обязательно, "об извещении пациента о методах лечения").

После чего назначено оптимальное количество проведения сеансов с указанной целью : установка нового рефлекторного реагирования до навыка пресечения ПА.

Гипнотизация.

Г. производится непременно мотивированно. Мотивированность в данном случае — ясное понимание пациентом быстрой выработки навыка приходить в состояние покоя , где качество «быстро» - обеспечивается методами гипноза.

Пациенту предлагается занять удобное положение, свободно расположиться, руки-ноги не скрещивать.

Для достижения лучшего эффекта, предложить закрыть глаза, сосредоточив внимание на голосе, речи психолога, врача (Гипнотизера, если данное лицо допустимо приглашать к сотрудничеству в рамках законодательства).

Целью гипнотизации,является максимально возможное телесное расслабление пациента, а также возможно большее снятие критичности (аналитической способности). Что и происходит на гипнотических стадия, в динамике развития г.состояния (по шкале Каткова).

При достижении г.состояния, давать лечебные внушения.

Внушения.

Суть лечебных внушений, направлена на развитие навыка пациента приходить в состояние покоя, успокаиваться в любой момент, необходимый ему.

Заметим, что на данном начальном этапе, считаем особо важным не упоминать ПА ни прямо, ни косвенно. Т.к. пациент не обладая навыками изменений своего состояния, может испытать беспокойство и ПА развиться непосредственно сразу.

Поэтому последовательность действий важна.

Этап обучения "вызывать чувство покоя", является первым. Степень обучения — рефлекторный навык, автоматизм.

Вначале врач, психолог достигает посредством внушения того, чтобы пациент испытал данное состояние в гипнозе. (состояние пациента может отслеживаться с помощью доступной аппаратуры, в отношении пульса, давления, ЧСС и пр., при отсутствии таковой, достаточно определять его по внешним признакам, в соответствиями с рекомендациями Е.С.Каткова)

Дается внушение «запомнить это состояние».

После чего, пациент должен быть выведен из гипноза, с ним обсуждено, насколько полный покой он испытывал, нравится ли ему данное состояние, желает ли он его испытывать, приходя в него в любой момент по своему желанию?

При очевидности ответов, тем не менее следует эти вопросы задать.

Целью является выяснение понятности внушений, а также расспрос о том, до какой степени покой был полон.

Это поддерживает пациента в утверждении и закреплении важности и пользе процедуры. А также ощущении приятности самого состояния, что потенцирует пациента на дальнейшее сотрудничество, принятие последующих лечебных внушений.

На следующем этапе, пациент вновь погружается в гипнотическое состояние, где ему дается внушение «вызывать чувство покоя конкретным способом».

Способ, что объясняется пациенту, возможен следующий:

Приподняв руку пациента на 10-15 см.,над его бедром, внушается , что «как только рука медленно опустится вниз, наступит состояние покоя. Такое, как сейчас.»

Внушение возможно производить в таком виде, либо указать конкретное время «рука медленно, в течении пяти секунд начнет опускаться, состояние покоя нарастать с приближением руки к бедру». В дальнейшем, нужно стремиться к тому, чтобы ускорять наступление (переключение) состояния покоя, скорости опускания руки. После чего, достигнув навыка приходить в нужное состояние, рука может быть исключена из процесса, заменена на фразу «триггер» (запускающую процесс), например «я спокоен».

Фракционно выполнить процедуру до трех, пяти раз. Либо до того количества, пока пациент не будет испытывать внушаемое состояние достаточно полно.

После чего, пациента вновь вывести в ясное осознавание происходящего, с обсуждением уже указанных вопросов, а также дополнительно подробно узнав, что он чувствует вызывая покой самостоятельно?

Далее, пациент вновь погружается в гипнотическое состояние, где процедура вызова самостоятельно чувства покоя, повторяется. Добавочно вводится, внушается: «Вы будете сейчас приходить в состояние покоя, данным способом. Сохраняя ясное, спокойное восприятие, с чистой, ясной, светлой головой, ясно мысля, ясно понимая».

Слова-повторы являются не тавтологией, а гипнотическим рефреном, повтором, усиливающим внушение.

Далее, пациент вновь выводится из гипноза, с ним обсуждается происходящее, по указанным выше вопросам.

После чего, гипнотизация повторяется, с изменением условий. Глаза пациенту директивно командуют открыть. Процедуру выполнять с открытыми глазами, внушение "ясно осознавая происходящее, продолжать оставаться в чувстве покоя".

Несмотря на то, что пациенту дается команда «открыть глаза, ясно осознавать…», он продолжает находиться в г.состоянии (по классификации Каткова 3.3).
Данные обстоятельства не должны вводить в заблуждение специалиста. Пациент находится в г.состоянии, поскольку очевидно следует за оператором, выполняя внушаемое, а не произвольно действуя по своему усмотрению.

Далее, пациента следует провести фракционно до 3-5 раз через означенную процедуру. После чего вновь расспросить о том, что важно (вопросы приведены ранее).

Заключительная стадия, это провокация ПА, внушаемая ситуация «нахождения там и тогда, где была ПА последний раз» .

Как только пациент выказывает признаки беспокойства, ему дается внушение «применить навык сейчас».

Пациент выполняя внушаемое успокаивается. Приходит в ровное состояние. Дает отчет на соответствующие вопросы.

Процедура выполняется до 3-5 раз, каждый раз предлагается вспомнить иной приступ ПА и задействовать прием немедленно.

Добившись устойчивого реагирования на воспоминание о ПА (в гипнотическом состоянии воспоминание носит характер реальности, в восприятии пациента), пациенту предлагается представить ситуацию схожую по условиям, в будущем, где по его мнению могла бы развиваться ПА.

Представив, пациент должен задействовать имеющийся навык немедленно, автоматически.

Данная процедура считается оконченной успешно, если пациент не выказывает признаков беспокойства, волнения, при реактивации ПА, остается в ровном состоянии, ясно мыслит.

Для убеждения, объективизации получаемого результата, возможно использовать подходящую аппаратуру, на которой ранее диагностировалось состояние пациента как ПА (измерение пульса, давления и пр., от возможностей учреждения). В данном случае , наличие большого объема установления параметров не требуется, хотя и не исключается, при желании максимальной объективизации для иных возможных целей. Достаточно показаний пульса и сердечной активности, а также по признакам рационального мышления, наличия спокойного восприятия, сохранения стабильного состояния спокойствия.

Количество сеансов, необходимых для установления навыка, определяется оператором, непосредственно работающим с пациентом. Минимальное возможное количество, это один сеанс (при условии быстрой обучаемости, что является индивидуальной в конкретных случаях).

Однако, стоит заметить, что сеансов не требуется более трех, в крайнем случае, при плохой обучаемости, достаточно пяти.

Состояние пациента, при наличии возможности, наблюдается в течении максимального по длительности времени, в целях возможного рецидива ПА по неучтенным обстоятельствам. Также, данная процедура важна для статистического набора данных в качестве метода, для рекомендаций общего использования и при лечении иных невротических проявлений, не относящихся к ПА, но схожих по классу «неврозы».

Как способ успокоения, полезный в качестве навыка широкому кругу пациентов, при разного характера заболеваний, метод более широко применим , чем только ПА. Возможность применения при неврозах вообще, рассматриваем как неоспоримо полезную, купирующую невроз и сменяющую состояние на ровное, спокойное.

Также, метод может успешно применяться при гипертониях, тахикардиях, заболеваниях относящихся к группе «психо-соматических», как фактор снятия волнения, успокоения. Возможны в целом исцеляющие эффекты (группа «психо-соматических»заболеваний).

Надеемся, что метод получит широкое распространение.