Творческий Гипноз и Система Неформальной Гипнотизации в искусстве
Применительно к актерскому мастерству, искусству.

1. Две «системы» вхождения актера в образ.

2. Принципиальное отличие СНГ от предшествующих.

3. Области применения СНГ.

Система Неформальной Гипнотизации (СНГ), применительно к актерскому мастерству в целом и «вхождении в образ» в частности.

Упростив, две ведущие «системы» игры актера сводятся к «проживанию» и «изображению».

В первом случае (система Станиславского), основной «недостаток» (условно), это энергетические затраты актера, влекущие последствия "выжигание, выгорание актера", во втором (система М.Чехова), предполагается некая «искусственность», «пластмасса» вместо жизни, что приводит к низкому "качеству игры" (не входя в споры, выразим мнение, что это имеет место в большинстве случаев).

Предлагаемая Система (СНГ), не противоречит, скорее — объединяет обе предшествующие ей.

Более того, она основывается (в контекстном применении ) на «базе» обеих Систем игры актера (и вхождения в образ).

Развитие, но не противоречие.



Принципиальное отличие.

Оба-два автора (К.Станиславский и М.Чехов), были Профессионалами в Театральном Деле (ИСКУССТВЕ), что несомненно.

Однако, «психологами» их возможно назвать с весьма сильной натяжкой.

Поиски Станиславского в способах, методах… пригодных к актерскому мастерству, известны. Более эзотерик, он исследовал психо-практики, известные на тот момент (Гипноз, Йогу…), что отражено как в его трудах (о гипнозе, йоге…), так и в прочих текстах о нем (исследованиях, статьях, биографиях…).

Эзотерик с одной стороны (Станиславский) и практик-реалист с другой (Чехов).

Оба не были психологами, однако активно использовали «психологическую лексику» (усл. ). Так, термины «психотехника, подсознательное…и пр.», часто встречаются у обоих. История-же посещения Станиславским «курсов» Н.В.Даля (трижды), хорошо известны (лечебные сессии Даля (гипнотизер, психотерапевт) как терапевта, пользовались популярностью в богемной среде того времени, где "пациенты", это такие фигуры как Шаляпин, Собинов, Станиславский, Рахманинов… и пр., хорошо известный факт).

Можно сказать, что они «приспосабливали» к театру отдельные находки из "психо-практик". Но не наоборот.

Поэтому.

Принципиальное отличие Системы Неформальной Гипнотизации применительно к актерской игре, в том, что СНГ является целостной Системой. Системой , которая может быть ИСПОЛЬЗОВАНА актером (режиссером, психологом…), для вхождения актера в образ и актерского мастерства в целом, для усиления средств (достижения, решения задачи) актерской игры и подготовки к ней.

Она первична как Система.

Что существенно для понимания различий.

Приложение в контексте «театр, игра…», есть лишь применение в этой области, наравне с другими (терапия, психокоррекция, поведенческие изменения, мн.др.).

Попытки разной степени эффективности, приспособления к «игре актера…» психологических методов, гипноза, хорошо известны и такая практика не редкость (обращение актеров к «психологам» при трудностях вхождения в образ, раскрытии роли, пр.).

Также известны достижения применения Гипноза в этой связи.
Здесь ОСОБО отметим профессора Райкова В.Л., как автора «Творческого Гипноза». Эти успехи применения гипноза отражены , о чем подробнее легко найти самостоятельно.

Формальные методы «классического гипноза», применялись им как сугубо к актерскому мастерству, так и в широком плане - Исполнительскому (музыканты, художники и т.д.).

СНГ, как Система позволяющая раздвигать границы применения гипноза, наиболее подходящая , «продвинута» с точки зрения эффективности , по сравнению с «Творческим гипнозом», указанным ранее, имеет преимущества в силу своей "неформальности", по сравнению с "классицизмом гипноза".
"Классический гипноз", который был основой раскрытия творческого потенциала человека, имеет существенные недостатки, основной из которых - время, необходимое для гипнотизации до глубоких стадий, в которых и реализуется потенциал. Это время, для высокой эффективности результата, может занимать несколько сеансов. Кроме того, общая ограниченность самой "классической" методики гипноза, приводит к отбору наиболее способных людей (т.н. "хорошо гипнабельных"), с которыми и возможно вести планомерную работу. При великолепных результатах, что в итоге достигаются, эти ограничения - продолжительное время, осуществляемый отбор - препятствуют широкому применению "Творческого гипноза".
Система Неформальной Гипнотизации таких ограничений не имеет, обладая наиболее широким спектром методик гипноза, которые подбираются индивидуально.
Если в "классике" под метод подбираются люди, то в Системе метод подбирается под человека.
Таким образом, это принципиальное отличие, рождает преимущество Системы, в отношении применения ее не только для "избранных", но для любого человека для раскрытия его Творческой части личности.


Именно эффективное воздействие, активация Творческого Мышления (один из Принципов Системы), позволяющее доводить до сомнамбулизма (гипнотического), при гипнотизации (по СНГ - до 100%), ее (Системы) преимущество. Как Гипноз (процесс гипнотизации), методики СНГ качественно отличны по эффективности, от "классического гипноза" (95-100% против «обычных»10-20% в т.н. «классическом гипнозе», т.е. формальном).

Что касается ИСПОЛЬЗОВАНИЯ методик СНГ, при «актерском искусстве» именно контекстно обусловленном, преимущества очевидны:

1. Сохранение ресурсов актера (энергии), предотвращение «траты и выгорания».

2. «Глубокое»проникновение в образ, роль (качественное отличие), именно «проживание» при исполнении, понимании, создании образа, вхождении в него.

3. Умение «выходить из роли, образа». Подчеркиваем ОСОБО указанное обстоятельство. При всем уважении к Режиссерам, интуитивно, либо осмысленно (намеренно), обладающих качествами гипнотизера (умеющих «гипнотизировать» актера, добиваясь решения поставленной задачи), но часто не способных «полностью вывести» актера из образа. Что печально, а иногда прискорбно. (Трагические случаи известны, образ владеющий уже актером, погруженного, но не "выведенного" из него. Примеры: нежелание актера играть смерть, либо роли, меняющие психику актера и т.п.).

4. Кратно высокая (в сравнении с «обычными»методами) скорость обучения, выработки навыка…

5. Обогощающая в плане «материала», что актер способен запомнить, создать и воспроизвести (наблюдений, подмечаний…).

6. Преодоление барьера «не могу, не по таланту, не по силам…».

7. Управление своими СОСТОЯНИЯМИ как в ремесле (искусстве), так и в жизни.

8. Возвращение Творческой активности (вдохновения).

8.1 Возвращение мелькнувшей ИДЕИ, озарения (упущенного, незаписанного, неотраженного…)

Это малая часть тех возможностей, что позволяет осуществить на ПРАКТИКЕ Система (СНГ).



Области же самой Системы , в применении ее, весьма обширны.

Это и (прежде всего,для нас) Терапия.

Психокоррекция.

Коррекция поведенческая.

Экзистенциональные проблемы.

Раскрытие и активация Творческих способностей.

Повышение РЕЗУЛЬТАТОВ в любых областях (спорт, военная специфика, коммуникации, «отношения», пр.).