Гипноз и Оккультизм

«Да, я знаю, но тем не менее…» (Je sais bien, mais quand même…) Октав Маннони
В задачи данной статьи не входит определение эзотерики, оккультизма, магии и пр., которые возможно найти самостоятельно во многих местах.
Позиция авторов строится на научном знании, проверяемом научным методом, с признанием гипотез ad hoc.

Констатация смещения Гипнотерапии в эзотерику и Оккультизм.
Тема данной статьи, это фактическое состояние дел в практике применения гипноза и гипнотерапии, как классического понимания "научной психотерапии", так и гипнотерапии базирующейся на оккультной позиции.
Более того - на практике почти исчезла научная (советская) школа гипнотерапии, сместившись в направлении западного оккультизма.
Ни в коей мере не касаясь здесь "доказательств бессмертия души", либо ее отсутствия, рассмотрим этику применения и практическую полезность того и другого ("научного подхода" и оккультизма) в смысле:
а) достижения терапевтического эффекта с применением гипноза;
б) развития человека и познания.

Советский подход в гипнотерапии.
Как неизбежное следствие политики государства, "научный атеизм" отражался на всех процессах, в том числе на гипнотерапии и ее методах. Целью терапии является жизнь и здоровье человека, как высшая ценность. Однако, не все пути достижения ее признавались допустимыми.
В частности, на примере: методы "регрессии в прошлые жизни" не применялись на основании противоречия атеизму, отвергавшего как понятие "душа", так и "прошлые жизни". При этом фактически отвергалось право личности на свободу совести, наполнения сознания теми знаниями, убеждениями и верой, которые закреплены в принципах ООН. Тоталитарное устройство государства выхолащивало и процесс психотерапии, в форме гипнотерапии по идеологическим основаниям.
С чем-же имела дело советская школа?
Механизмами совладания, морально-волевыми качествами, понятиями "невроз" и физиологический "стресс", точнее говоря "психофизиологический", базовым понятие "рефлекс условный и безусловный", Функциональными Системами.
Из этого выходил "допустимый" инструментарий, где внушения производимые в гипнозе выстраивались "просто" и прямо, без "антисоветских" методов, и были направлены исключительно на перечисленные выше обстоятельства. Представить, что врач-психотерапевт, применяющий методы гипноза, будет организовывать пациенту сеанс с галлюцинациями "путешествие к шаманскому огню", либо "встречу со своим Я" было невозможно.

"Магическое мышление"
Той или иной степени "магическое мышление" присуще каждому человеку, повторимся - дело только в степени.
По словам В.М.Аллахвердова, функцией сознания является "создание непротиворечивой картины мира".
Функцией "магического мышления" является особый механизм снятия неврозов, выход из стресса.
Наибольшую выраженность, магическое мышление имеет в периоде детства (по Фрейду).
Процесс гипнотизации, советский академик Г.К.Лозанов обозначал как "инфантилизация".
В отличие от рационального, магическое мышление нет необходимости развивать, оно первоначально, т.е. присуще человеку, является пралогическим (термин введен Л. Леви-Брюль), не исключает логического, а сосуществует одновременно.

ГИПНОТИЧЕСКИЙ РАППОРТ
(подробнее о раппорте читайте в одноименной статье)
Кроме того, на сам процесс гипнотизации, где существенное значение имеет слово "Раппорт", можно взглянуть со стороны, где определение Павлова "Слово - сигнал сигналов", понимается как "выработка условного рефлекса", где слово заменяет реальные раздражители. Если взять процедуру гипнотизации в форме прогрессивной релаксации, с начальной фиксацией взгляда на блестящем предмете, то та связь (Раппорт), в результате которой слово врача начинает становиться внушением, можно объяснить и с позиции инфантилизации (процесса) и с позиции магического мышления (вид мышления), к которому регрессирует гипнотик. Опираясь на явления физиологического класса, врач своим словом констатирует их, после чего происходит процесс обратного порядка - замещает объективную реальность и вызывает любые из них. Именно это "замещение" называется "Раппорт", о фактическом возникновении которого можно говорить с этого момента.
На примере:
а) Врач произносит слова, опираясь на естественные физиологические явления: "Глаза утомляются, трудно удерживать веки открытыми" - при устойчивом взгляде пациента на блестящий предмет, именно это произойдет по естественной причине, т.е. физиологическая причина впереди слов врача.
б) "Через некоторое время, вы почувствуете тяжесть в конечностях" - естественное явление ощущения отяжеления при наступлении расслабления, врач начинает предварять события.
в) При соответствии происходящему, слово врача начинает становиться "гипнотическим", а коммуникация между ним и пациентом "раппортом" (особого рода коммуникация между гипнотизером и гипнотиком), продуцируя развитие состояние наступающего гипноза. "В голове возникает приятный туман. Звуки отдаляются, вы слышите мой голос, только мой голос" - с этого момента врач управляет вниманием пациента, его восприятием, мышлением, и слова начинают становиться источником происходящего с пациентом.
г) "Рука застывает в этом положении. Рука железная..." - слово врача заменяют реальные явления, ощущения. С пациентом происходит то, о чем говорит врач, который является источником "реальности", где рука становится железной, несгибаемой. И это возникшее обстоятельство называется гипноз, гипнотические галлюцинации, "гипнотическая реальность", либо "гипнотический транс".

Научная формулировка, в этом случае фиксирует изменение мышления как переход с вербально-логического на образное, что является определением недостаточным.
С точки зрения изменения процессов мышления, каков-же "вид мышления", который возник? Со всей очевидностью, процесс, обозначенный академиком Г.К.Лозановым, как "инфантилизация", когнитивное понижение, изменение критериальности, должен быть выражен в определении вида мышления, и оно либо будет называться "Творческое мышление", либо "Магическое мышление". На этот счет Фрейд высказывался, об искусстве, где оно выражено, по его мнению в полной мере. То есть, подразумевается, что "Творческое и Магическое" суть синонимы, по Фрейду.
То есть, в процессе гипноза, происходит изменение вида мышления, в сторону его пралогического, образного, творческого, собственно Магического Мышления. Меняются процессы категоризации сознания, с понятийного мышления (вербально-логического), в сторону образного (переживания и образы), с изменением обобщений синкретического характера и комплексов. Данные изменения принято обозначать общим словом "транс", либо "ИСС - измененные состояния сознания", либо "ОСС - особые состояния сознания.
По поводу терминов "транс, исс, осс", границ этих состояний четко описанных не существует, поэтому корректно описывать их по классификации Е.С.Каткова, как гипнотические состояния имеющие стадии и степени, либо обходиться по уместности более общим "гипнотический транс" (применительно к процедуре гипноза и гипнотерапии).

"Новая гипнотерапия". Прогрессивная Гипнотерапия.
Последние десятилетия в России возобладала более вариативная, нежели советской школы "гипнотерапия" - западная, допускающая фактически применение элементов оккультных практик. Проще назвать гипнотерапевтов, которые остались в "советском научном подходе гипнотерапии" ( например В.Г.Евтушенко и очень относительно А.М.Кашпировский). Эзотерические учения взяли за основу своей практической оккультной деятельности многие гипнотизеры (например Г.Гончаров, руководитель Московской школы гипноза, практикующий "медитации в местах Силы" и энергопрактики; Д.Домбровский, практикующий психоделические направления, шаманские трансы и пр.; Пирогов А.Г., основывающий деятельность на "элитарном жречестве" и "практиках народной магии"; многие другие).
Среди эзотерических и оккультных практик, активно применяемых сегодня в сочетании с гипнозом, можно отметить "регрессии в прошлые жизни", "тета-хилинг", "слиперство", "рейки", "тантра", "шаманские практики", "месмеризм", "энерготерапия" и мн. др., где магические действия непременный атрибут.
Применение оккультных практик в современной гипнотерапии настолько обычное дело, что некоторые гипнотерапевты воспринимают их как "естественные и научные", весьма удивляясь, что употребляют магические приемы. С данным явлением под названием "месмеризм" выступает Марко Парет и его ученики, применяющие невербальный гипноз и фасцинацию, с целью вызова "месмерического криза". Еще более эффективно, невербальный гипноз с эффектами т.н. "месмеризма", но в форме катартических (катарсис) переживаний, применяют авторы данной статьи.

Этика гипнотерапии.
Что же считать этичным в гипнотерапии? Максимальное отделение гипнотерапевта от верований человека? Чтение "атеистических лекций" ? Либо опираться на веру и убеждения клиента, используя магическое мышление как инструмент для разрешения его проблемы?
На взгляд автора, ответ очевиден.
Этика заключается в помощи человеку, это первейшее правило. Также в пределах этики гипнотерапевта опираться на существующие у клиента верования и убеждения.
Вне этики - прививать в гипнозе свои представления, либо разрушать верования и убеждения человека, не согласующиеся с собственными.
Считая вопрос исчерпанным, подчеркнем особо - всё, что помогает пациенту обрести здоровье (душевное, телесное) - этично в высшей степени.

Алгоритм гипнотерапии.
Общий алгоритм терапии прост: болезнь - лечение - выздоровление.
Понимая "лечение" как комплекс мероприятий, "терапию", проясним, что не всякого заболевания, а имеющего т.н. "психосоматические нарушения" прежде всего, корректно заменяя слово "лечение" на "психокоррекция" с полным правом, обоснованно, в этом процессе "терапевтическая ситуация" должна быть создана любым доступным и подходящим клиенту образом. То есть, алгоритм по сути: болезнь - метод психокоррекции (психотерапии) - выздоровление.
Терапевтическая ситуация, которая создается гипнотерапевтом, всегда уникальна и исходит из содержания сознания пациента, его веры, убеждений и пр. Ограничения могут быть только этического характера, о которых сказано ранее.
Таким образом, если клиент/пациент ожидает, к примеру "лечение руками, наложением рук", это не должно вызывать отрицания гипнотерапевта, его растерянности. Гипнотерапевт должен уметь работать в любом контексте - научном, эзотерическом, оккультном и пр. При этом рассматривая для себя ситуацию как терапевтическую, основанную на метафоре, архетипическом символизме, если собственные убеждения расходятся с убеждениями клиента.

Гипноз и Магия
Магическое мышление (без формы патологии, подчеркнем это), как уже сказано, присуще всем людям, но в разной степени.
а) Опираясь на Магическое Мышление, гипнотерапевт погружает в гипноз человека более эффективно в плане быстроты, глубины, т.е. качественно лучше.
б) Если между Творческим Мышлением и Магическим Мышлением, можно провести границу, то лишь в случаях состояний без гипноза, при этом следует иметь в виду, что в гипнотическом состоянии, в гипнозе, эта разница полностью исчезает. Раскрепощенный таким образом человек эффективно доводится до сомнамбулистических состояний.
в) Данные состояния "сомнамбулизма" в практиках оккультизма ценятся особо, как позволяющие постигать то, что аналитически-рациональным способом достичь не удается.
г) Вопросы метафизического характера, целью статьи не являются, однако подчеркивая недостатки советской классической гипнотерапии, необходимо сказать о преимуществах сочетания гипноза, эзотерических учений, оккультных наук и магии, в отношении развития личности. Эти преимущества возникают в виде результата Особых Состояний Сознания - инсайтов, раскрытия творческих потенциалов и кратно возрастающей творческой активности человека, что закономерно влечет развитие интуиции. (Интуи́ция (позднелат. intuitio «созерцание» от гл. intueor «пристально смотрю») — способность, свойство человека понимать, формировать и проникать в смысл событий, ситуаций, объектов посредством инсайта, озарения, единомоментного бессознательного вывода (основанного на воображении, эмпатии и предшествующем опыте), «чутьё», проницательность.
д) Также очевидны преимущества данного сочетания в гипнотерапии, где разрешение внутренних конфликтов, когнитивных диссонансов, являющихся основанием невроза и состояния психофизиологического стресса, приводящих к широкой группе психосоматических заболеваний, в гипнотерапии кратно выше по эффективности, чем без этого сочетания. Одним из примеров такого сочетания, является состояние "катарсис", где объединение с "месмерическим кризом" дает удивительные эффекты решения проблем человека, как психологического характера, так и психофизиологического (психосоматического).
е) "Путешествие к себе", к глубинам своего сознания, собственно "Я", то, что в психоанализе называется "бессознательным". Столь быстрого и яркого опыта, как в объединении гипноза и оккультизма, не возникает в иных практиках, в том числе психоанализа. Переосмысление, осознание "кто я на самом деле" практически ценно не только в плане гипнотерапии, но основополагающе в отношении смысла жизни человека, изменения его убеждений и соответственно установок, а в результате - деятельности и образа жизни.

Гипнотизация и магические приемы
Приемы, которые принято относить к "магическим", многообразны. Для гипнотизации и гипнотерапии хорошо подходят, в силу простоты, связанные с предметами (камни, свечи, зеркала и пр.). С точки зрения "технической стороны", великолепно достигается фиксация внимания на предмете, при этом дополнительная смысловая нагрузка обеспечивает контекст работы с "неосознаваемым" субъекта, при прохождении более глубоких стадий гипноза, что облегчает задачу гипнотерапевта.
Также символизм "стихий" (огня, воды...), принятый в эзотерике и оккультных практиках, является не только факторами эффективной гипнотизации человека, но "архе-семантическим полем", т.е. смысловым полем для гипнотерапии, где пралогическое мышление выходит на передний план, позволяя разрешать проблему клиента на глубинных уровнях, "бессознательных" пластах психики и сознания.
Также карты таро и разновидности, в виде метафорических карт, являются великолепным инструментом не только для создания условий гипнотизации, а предполагают некоторую процедуру, ведущую к снятию проблемы человека.
Отметим и формы т.н. "медитаций", ныне широко представленных на практике. Вне зависимости от того, понимают ли это проводящие их люди, но опора, генеральная нить этих медитаций является по факту эзотерической, на практике-же оккультной, магической. Пример: "вселенская гармония", либо "послание во вселенную желания", "растворение в энергии" и пр. и т.п., основано на мистике, эзотерике со всей очевидностью.

Уместно вспомнить концепцию К.Г.Юнга, об архетипах бессознательного, ценность которой невозможно преувеличить. Также Синхроничность (синхронистичность, нем. Synchronizität), концепт Юнга, проистекает из мистических явлений.
Употребляемый практически символизм, имеющий эзотерические истоки, в гипнотерапии приобретает особое значение для не только "анализа, психоанализа" проблемы человека, но и является мощным фактором как гипнотизации, так и решения поставленной проблемы как задачи.
Стоит подчеркнуть, что символизм и метафора всегда более действенны в отношении гипнотизации и ее развития, чем выхолощенная советская метода, принятая к названию как "классическая". В этом отношении напомним, что не бывает "гипноза ни для чего", гипноз всегда направлен на что-либо. Также как и полученные в гипнозе состояния, ранее понимавшиеся как "мистические", к которым относились и "энтузиазм" и "фанатизм", и состояния способствующие пророчествам и т.д. и т.п.
Каковы бы ни были экзистенциональные кризисы человека (религиозные или атеистические), они требуют разрешения, что и позволяет быстро выводить его из невроза и депрессивных состояний, ведущих к психосоматическим нарушениям, заболеваниям.
С этой точки зрения, советская психотерапия, в особенности гипнотерапия не занималась вопросами ни "смысла жизни", ни "кто такой Я", основывая свои позиции на правящей догме, где человек должен был пониматься как некий элемент, винтик общей системы, то есть "строителем коммунизма", по сути определяла за него все индивидуальные базовые смыслы.
С окончанием советской эпохи, наступил период поисков ответа на вопрос "для чего Я".
Напомним: "Пока человек знает "для чего", он всегда найдет ответ "как". Понимать ли это как основную задачу гипнотерапии? - ответ очевиден. Без него рассуждать о любых "стратегиях" наивно и на практике низкоэффективно, либо вообще бессмысленно.

Напоследок, стоит высказать принцип авторов статьи, в гипнозе и гипнотерапии:
Человек должен быть здоров умом, душой и телом, раскрывать все свои потенциалы и прежде всего Творческое Мышление, идти к величию своего Духа, что бы под этим ни понималось.