1. Психосемантические аспекты структурного развития Сознания.
2. Основополагающее значение А.Н.С. при структурных изменениях личности в психотерапии.
3. Возможности применения гипноза для изменения установок и убеждений вплоть до полного изменения личности по А.Н.С.
4. АНС и архетипы Юнга.
5. Последовательность образования Сознания и его функционирования.
....
Данная работа устраняет пробел в понимании устройства Сознания и механизмов его развития, о чем подробнее далее.
Алгоритмы процесса мышления описанные Л. С. Выготским (теория Знака и Значения) нуждаются в неком механизме обеспечивающем как приём Сигнала, так и определение его по ассоциативной принадлежности к той или иной группе (номиналу), т.е. обработку и усвоение.
Решив вопрос о ССС (Смысловое Содержание Сознания), Лев Семёнович не добрался до так называемой "архи-семы", в вопросе минимальной смысловой единицы.
На наш взгляд, вопрос должен ставиться не о минимальной смысловой единице, а о механизме развития Сознания прежде всего.
Именно этот механизм, обеспечивающий саму возможность развития Сознания, мы описываем в данной работе, как Принципиальный.
По весьма точному выражению В. М. Аллахвердова "Ни один процесс в психике не может происходить без механизма его обеспечения". Это аксиома.
В этом отношении на сегодняшний день существует пробел в понимании структурных единиц Сознания, поэтому Теория Архетипических Номиналов Сознания (далее АНС) направлена на его устранение.
.....
АНС отвечают за первичную Структуру Сознания, являясь, если угодно, "БИОСом материнской платы" (мозга как органа). Они такая же генетически заданная программа развития, как, к примеру, рефлексы, эмоции и прочие механизмы обеспечения жизнедеятельности человека.
АНС обеспечивает Системность Сознания, сам механизм обработки и усвоения информации не хаотично, не как попало, а именно по номинальной принадлежности в ассоциации, взаимодействия между ними (номиналами).
Странно было бы полагать, что смысловая номинализация хранится хаотично, в одной "папке" с другими по смыслу с нею не связанными. Этой информацией было бы не возможно пользоваться, распознавать и находить, тем более развивать Сознание структурно.
Поэтому нами был поставлен вопрос о природе структурирования информации в Сознании, как первичный для понимания его развития от простого к сложному.
Л. С. Выготский решил вопрос образования Знака и Значения, но вопрос первичного механизма остался не решенным.
АНС решает вопрос о первичном механизме, первичном кодировании Сигнала в самом начале развития Сознания, первичной Критериальности, рассматривается как база для его системного развития, определяющем соотношения Знаков и "оценочность" (свой-чужой, хорошо-плохо и пр.).
....
АНС является "папкой" хранения того, что Выготский определил как "Знак и Значение".
Она должна быть "заполнена" в любом случае, без всякого исключения из правила. Потому и носит название Архетипического Номинала.
Для младенца нет разницы, кто именно будет являться для него "матерью". По факту, матерью для него может стать любая женщина, что примет его на вскармливание и воспитание. Вплоть до случаев "детей Маугли", где эту роль брали на себя животные.
Первичное кодирование произойдёт, номинал будет заполнен и на роль "матери" может быть "вписана" обезьяна или волчица.
То есть. Сам номинал безусловен, а информация его наполняющая условна.
АНС на примере.
Базовое досознательное кодирование Сигнала (суммы сигналов) "свой-чужой" по а.номиналу "Род".
Как выше описано, само Значение сигнала (Знака), информации будет распределено в структуре уже имеющейся до появления информации. Можно утверждать, что эта Структура (базовая функциональная система) предопределяет, востребует информацию извне. Она первична по отношению к Значению.
Процесс Осознавания "матери" будет зависеть от того, какая именно информация обрела Значение "мать" и это может быть произвольно взятая любая женщина или даже животное.
А.Номинал Род будет заполняться и в случаях воспитания без родителей. Предопределяя кодирование сигнала по типу "свой-чужой", а.номинал будет заполнен по Значению теми фигурами, что окажутся при взаимодействии рядом. Потому для определения иерархии в А.Номинале Род не используется слово "мать", а более корректное "вожак".
В дальнейшем развитии, а.номинал Род наполняется новыми фигурами, и из "родственников" могут быть исключены реальные кровные, а их место занять "близкие по духу". Примеров тому масса, мы приведём для ясности "сектантское братство" сохраняющее основные ролевые позиции "родства", с "отцом и братьями". Где кодирование сигнала по типу "свой-чужой" полностью соответствует требованиям номинала Род.
Таким образом, номинал неизбежен, а смысловое его наполнение произвольно.
Не вдаваясь сейчас в иерархическую структуру внутри номинала, отметим её существование и позиции внутри неё, где Вожак будет выделен непременно.
Разделение и формальное определение социальных групп является задачей социологии, к предмету рассмотрения здесь имеющее опосредованное отношение. Именно данный социологический факт (деления групп) растёт не из "воздуха", а возникает как проявление развития Сознания по АНС, то есть деление общества есть следствие предопределенности развития Сознания отдельного (каждого) индивида.
С этой точки зрения у людей не больше выбора, чем у муравьёв. Человек неизбежно социальное существо, определяющий себя через социум, хотя в отличие от муравья и способен осознать данный факт, но поделать с ним ничего не возможно.
В дальнейшем базовые для развития Сознания номиналы будут представлены в полном объёме.
Сейчас остановимся на разделении Номиналов на Архетипические и Условно Архетипические.
Архетипические являются безусловными для развития Сознания, вне их не развивается человек ни в одной культуре, обществе от первобытно-общинного, любого...
Даже воспитанный животными, человек развивается через них. С оговоркой, что мозг столь же нуждается для развития в информации, заполняющей номиналы, как и тело в сбалансированном питании. Потому воспитанный с раннего возраста животными человек не становится полноценной личностью.
Об этом явлении хорошо известно и мы коснемся его далее в виду возможных на эту тему споров с физиологами. На данный же момент отметим, что упущенное для развития мозга как органа время наполнения а.номиналов информацией в виде Смысла (Смыслового Содержания Сознания) ведёт к его ущербному развитию.
Номиналы Условные в отличие от базовых Архетипических, не являются необходимыми для развития Сознания, создаются условиями культуры, цивилизации в которой существует человек. К примеру, номинал "Деньги". Однако их влияние огромно и несомненно, влияет и формирует личность.
То есть, проще. Без Архетипических базовых (первичных, безусловных) Номиналов человек не разовьется полноценно. Без условных же разовьется, но в определённой культуре, обществе не сможет существовать.
Базовые архетипические номиналы являются основой для усвоения условных номиналов во всем их великом множестве.
.....
Возможность проведения психотерапии с редакцией установок и убеждений человека, с целью снятия невротических конфликтов, диссонансов приобретает полную ясность по теории АНС, в части установления уровня конфликта и номинала, где этот конфликт имеет место, в ассоциативной связи с иными номиналами.
Возможность диагностирования приобретает характер чёткой последовательности, в причинно-следственной связи.
Психокоррекция производится в том месте, где она необходима, с учётом связей с другими номиналами.
Из пустого умствования и болтовни, мифотворчества и шарлатанства, терапия становится высоко эффективной в воздействии на личность, вплоть до её полного изменения при необходимости.
....
Особая роль в процессе психотерапии отводится Гипнозу как самому действенному способу когнитивного понижения личности до базовых смысловых концептов, до АНС как первичной основы развития Сознания.
Возможность изменять любые установки, верования, убеждения человека, как и саму личность становится полной.
В частности потому полный список АНС здесь не приводится, как и взаимодействие их между собой, избегая возможности эффективного применения гипноза (как инструмента) в целях незаконных и безнравственных. Инструмент позволяющий внушать (гипноз) не особо эффективен без понимания той "точки приложения", которую и даёт теория АНС.
.....
Не ставя целью полностью устранять противоречия между концептами с одной стороны - Выготского о Знаке и Значении и с другой стороны - Архетипами Юнга, считаем необходимым пояснить :
а) смысловое содержание сознания(Выготский) выражается конечно же вербальной формулой(словом),
б) слово же рождается из мысли образной, не имеющей конкретной выраженности, полноты в емкой словесной формуле (слово изреченное есть ложь),
в) символизм есть досознательный язык, то место из которого рождается Слово как Сигнал Сигналов(по Павлову),
г) Архетипы Юнга есть попытка описания "досознательного" языка, довольно спорная в частности, но тем не менее верная в своей идее. Можно сказать, что Архетипы Юнга есть "досознательный язык" самой мысли, но не могущий выражаться в едином понимании каждого своего элемента. Строго говоря, символизм мысли всегда индивидуален. То, что является символом любви для одного человека, может быть в представлении другого человека совершенно другим.
Досознательный язык как общий принцип, един для всех, но никогда не совпадает в частностях.
Парадокса здесь нет. Легко проводится опыт доказывающий верность этого положения: достаточно предложить нескольким людям описать то, что за образы возникают у них на одно понятие, к примеру Любовь.(любое другое). Ответы будут различны в предлагаемых символах, ситуативном описании, в массе деталей. Но общий смысл будет выражен каждым. То есть - образы будут индивидуальны, но общий смысл будет выражен и понят в большинстве случаев.
Поэтому Архетипы Юнга верные в принципе, могут не выражаться в единых образах, быть различны в них, однако идейно верны. Они создают пра-смысловой ряд.
Допустим, на слово Опасность у одного возникнет ассоциация с пропастью, у другого с темнотой и т. д.
При различие образов, общий смысл будет отражён.
Однако, для единого понимания будет достаточно Слова (группы слов) , поэтому правота Выготского вне сомнений.
д) Архетипические номиналы сознания (АНС) есть программы развития Сознания.
Архетипы Юнга, это "язык досознательного".
е) сам же "язык досознательного" происходит из взаимодействия (ассоциативности) АНС и условных Номиналов. Из информации в них содержащейся, обретающей Значение личностно (Личностный смысл).
......
Исходя из вышеизложенного, образуется последовательность развития и функционирования Сознания.
Первичным механизмом отвечающим за изначальную критериальность является АНС, проявляющий себя в образовании досознательного примитивного мышления (животного типа), рефлекторного реагирования выражаемого эмоционально.
Язык этого мышления ситуативно-образный, в последствии в процессе развития сводимый к символизму (Архетипы Юнга). Досознательный, но несущий пра-смысл.
Осмысления появляется с усвоением Слова, что и создаёт Смысл (по Выготскому) в Знаках и Значениях.
Обеспечивается система рефлекторным и условно-рефлекторным реагированием (специфический и не специфический активностью и реактивностью) , с образованием алгоритмов пра-мышления, в последствии (с расширением Критериальности, условных Номиналов) становящаяся Мышлением свойственным человеку в полной мере; с образованием паттернов поведения (автоматизма) и Защитных механизмов психики (по Фрейду).
Динамические стереотипы (по Павлову, функциональные системы по К. С. Анохину; поведенческие Алгоритмы и т. д.) образуются на досознательной области процесса мышления, порождая психическую готовность (теория Установки по Узнадзе), которая не осознается человеком.
Когнитивное понижение в гипнозе до АНС позволяет менять ССС (смысловое содержание сознания, по Выготскому) сколь угодно произвольно, меняя Личностный смысл и критериальность, тем самым создавая иные установки, убеждения, верования. До полного, при необходимости изменения личности.
.....
Таким образом, данная работа восполняет недостающее звено при описании механизмов сознания в части первичных программ его развития от простого к сложному, от первичных Номиналов к уже бесконечному производству вторичных (условных), делая процесс образования Сознания понятным в его механизме.