Введение. Назрела необходимость выразить новые идеи и методы в направлениях применения гипноза, в частности - педагогике.
Обучение "во сне", которое имеет название Гипнопедия, не отражает смысла, который несет в себе термин Гипнопедагогика. Скорее, он уводит от него, смещая понимание в процесс обучения в состояние сна.
Определение.Гипнотическая педагогика это обучение и воспитание, а также психокоррекция с применением гипноза, гипнотических методов.
В данном случае, задача определения сути предмета облегчена академиком
Лозановым Г.К., внесшим своим трудом "Суггестопедия" огромный вклад в педагогику, математически доказав преимущества такого рода обучения над обычным, т.е. применение суггестии как фактора, вместо "обычного" запоминания, зубрежки. Метод Лозанова является основным, на котором создаются различные "школы, курсы, программы" ускоренного изучения иностранных языков. То есть, в данном случае Суггестология выражается в увеличении объема памяти, при запоминании иностранных слов - 1, и 2 - усвоении их в речи.
Профессор
Райков В.Л., создавший такое направление, как Творческий Гипноз, описания метода не оставил, однако, проводил сеансы по развитию творческих способностей во множестве, т.е. экспериментально доказав возможности применения гипноза в новом направлении (творческие способности), что несомненно относится к педагогике. Если быть точным, при фактическом отсутствии описания метода, его статистической эффективности (с цифрами в руках), существуют Принципиальные положения направления Райкова и практические сеансы проведенные во множестве, как индивидуально, так и на группах, с результатами этих сеансов (картины, театральные образы, декламация, игра на музыкальных инструментах и пр.), показывающие нам изменения качества (игры, рисунка...).
Таким образом, при отсутствии (в научном понимании) доказанного метода, есть, тем не менее, экспериментальное подтверждение его как направления в принципиальных моментах.
Возможно, что более важны в вопросе применения гипноза в педагогики, идеи
Бехтерева В.М., в частности: "Внушение и воспитание", а таже его "лечение идеалом".
"Лечение Идеалом" - самая яркая мысль, концентрация сути.
Идеи Бехтерева о "Воспитании и Лечении Идеалом", выражены нами в методах, один из которых представим здесь.
1. Гипнотическая Педагогика, в данном случае направлена на выработку:
а) необходимых свойств, качеств характера;
б) образование мотивов поведения и устойчивости поведения;
в) формирование понимания собственных стремлений и реализации их в будущем.
Этап первый.
Применен метод "Образ воплощающий черты характера".
Суть метода: необходимые качества характера проживаются в Образе в гипнотическом состоянии, где образуются новые Функциональные Системы, прежде отсутствующие, что выражалось в поведении человека (робость, неуверенность, отказ от желаемого действия).
Клиент:
подросток, 15 лет.
Учится средне (на 3 - 4)
Избегает общения с противоположным полом
Заикание (читает стихи, декламирует в одиночестве без запинания, но в обществе заикается и не может связно говорить)
Предоставлен выбор (поиск образа) - индеец или самурай (учтены занятия самбо и достижениями в этом спорте, где он проявляет волевые качества и имеет победы; также учтены предпочтения свойственные этому возрасту).
Рационально выбрать затруднился (кто из них выражает качества лучше).
Последовательно внушены образы "индейца презирающего любой страх и смеющемуся нам попытками причинить ему телесную боль через пытки", затем "образ самурая, в котором сочетается презрение к смерти и отношение к прекрасному (красота мгновения бабдчки на цветке).
В момент "презрения к пыткам" проводилось тестирование через болевой тест на сжатие (зажим келли). Юноша надменно улыбался, болевых реакций не выражал.
Таким образом, внушение на "отношение" реализовано полностью и есть основания полагать, что произошло принятие всей семантической линии.
Во время "образа самурая, сочетающего отношение к смерти и прекрасному", проявлял удовольствие во время создания гипнотической ситуации, где "самурай наслаждается красотой цветка и бабочки, свободно выражая свои чувства". Лицо подростка выражало удовольствие.
Оба внушенных образа сочетались в суггестивной линии "защищать свой род, семью, проявлять заботу о слабых...и т.д.", т.е. образ мужественности и поведения, где формировалось одновременно свободное обращение с женским полом на иных позициях.
(по высказыванию матери, которая привезла молодого человека по запросу совершенно иному, "ему рано об этом думать", что опровергалось его словами о том, что ему "очень нравится одна девушка, но он это скрывает от нее и всех", то есть не выражает чувств, поведение отсутствует; общения с "ними" избегает).
Этап второй.
Сформирован "Образ себя через три-пять лет".
Метод основан нами и входит в Прогрессивную Гипнотерапию.
Цель метода:
без навязывания гипнотерапевтом, освободить сознание от ограничений реальности, в которой желаемое не осуществляется.
Определить Зону Ближайшего Развития, в полном соответствии со способностями, создать мотивы устойчивого поведения, т.е. реализоваться человеку в полном соответствии с возможностями и собственными желаниями.
Во время гипноза, увидел себя стоящим перед зеркалом в другой стране, как успешного бизнесмена в сфере ай-ти, спортивного, элегантного, с уверенным взглядом, свободно решающим вопросы в коммуникациях, имеющим хороший доход и ставящим другие задачи (по отношению к сегодняшним), реализующим свои проекты.
"Образ себя" повлек за собой изменения в отношении к учебе, как естественное следствие образованных мотивов: то, что раньше было без надобности, стало актуальным, ведь "тот человек в будущем" умеет свободно говорить и ему необходимы знания, которые приобретаются в обучении (школа).
Проверка после проведенных сеансов.
На третий была приглашена девушка, примерно его возраста (на три года старше). Общался с нею свободно, на предложение сказать ей комплимент (скажи, если так считаешь, что она красивая) сделал это свободно, глядя в глаза; на предложение дружески обнять, вначале задумался на секунду, после чего искренне обнял. Говорил немногословно, но четко и связно.
Результат.
Метод "Образ воплощающий черты характера" дал результаты отраженные матерью подростка здесь:
https://vk.com/psihorezerv?w=wall-179857931_3093 Таким образом, метод "Образа качества характера", употребляется в процессе воспитания.
2. Терапевтическая сфера применения, находит отражение в работе по трудностям проявления себя в общении с противоположным полом, когда есть аноргазмии. Полностью отражен в "Стратегиях гипнооргазма", в частности, в случае внушения в состоянии гипноза, образа "Клеопатра", не имеющего ограничений в поступках, осуждения "социумом".
"Клеопатру" никто не может судить, ибо она сама и есть судья всем.
Никто не может говорить "что правильно" ибо она и создает правила, она есть Закон.
Данное методическое применение созданного нами метода "Образа" в случаях аноргазмии приводит к устранению психосоматических причин физиологических проявлений и в результате к новому качеству ощущений и поведению с партнерами, как и их поиску и выбору из них.
Пояснения к методу. Образ будет подходить человеку из его собственных представлений гораздо лучше, чем "навязанный" терапевтом.
Исключается вероятность "сопротивления" внушению по разным основаниям.
В отличие от "сотворения кумира", распространенного в "обычной жизни", он не ведет к таким последствиям, но необходимые качества вырабатываются быстро.
В отличии от педагогических приемов дать лучшие образцы, примеры для воспитания (Идеалы), они действительно внедряются, а не остаются благими пожеланиями и усилиями педагога, сколь угодно прекрасного в намерениях.
Они действенны практически и быстры по изменениям.
Упреждая возможную критику коллег.
Образовывая новый метод Гипнотической Педагогики, применимый в гипноТерапии и психоКоррекции, настаиваем на его оригинальности, т.к. он направлен на быстрое возникновение качеств характера прежде всего.
То есть, речь не идет о "Творческом Гипнозе" профессора Райкова, где "образ" использовался для развития творческих способностей.
Наш метод "Образа..." имеет отношение к развитию конкретных качеств характера.
Проявление в терапии (гипнотерапии) приносит быстрое разрешение фобий и неврозов вообще, выраженный в изменении поведения и отсутствии прежних реакций.
....
Особо отметим, что некоторые попытки в этой области (качества характера), предпринимались, в частности, Пироговым А.Г., однако его "эго-усиление", которое выглядит следующим образом:
"Ты сильный, уверенный в себе человек! Установка закреплена, установка аКтивизирована, установка действует!" - мы рассматриваем как попытку, которая в действительности остается словами, в большинстве случаев пустыми и не приводящими ни к чему, а уж тем более не образующими нового качества (уверенность и сила характера). То есть не образующей новые Функциональные Системы и никак не имеющей возможности их образовать.