"Месмеризм" как историческая точка разделения явлений на самостоятельные направления.
В статье не ставится целью привести жизнеописание Франца Антуана Месмера, которое можно найти свободно в сети, получив достаточно удовольствия от фактов, событий и некоторых авантюр его жизни, а отмечается лишь момент научного изучения явлений "необъяснимого воздействия" и возникшие тенденции к разделению их на различные направления (гипноз с вербальным внушением, гипноз без слов, т.е. "невербальный гипноз", и энергетическое воздействие, т.е. месмеризм и "биоэнергетика").
Взгляды Месмера и их трансформация.
Под влиянием времени и тех обстоятельств, в которых Францу Антуану Месмеру приходилось обосновывать свою теорию, имевшую изначально связь непосредственно с "влиянием звезд и планет", где это воздействие обеспечивала некая субстанция, под общим названием "эфир", на жизнедеятельность человека (здоровье и самочувствие), более того - на судьбу, его взгляды преобразуются и в дальнейшем, после его смерти, происходит разделение на несколько направлений: гипноз, невербальный гипноз и биоэнергетика.
То, что во многих, если не во всех книгах "по гипнозу" Месмер указывается как некая "точка отсчета" формирования научных взглядов на гипноз, общеизвестно и вторить, множить сущности здесь не имеет смысла.
Общеизвестно и то, что взгляды Месмера формировались под влиянием учения Парацельса, в частности "Астрология" в учении Месмера, в начале, занимала одно из принципиальных положений, из которой (начально) Месмер выводил основания того воздействия, которое принято называть "месмерическим".
Далее, по ряду обстоятельств, в основном случайных, возник термин "животный магнетизм", как объяснение того воздействия, которое оказывал "месмерист", "магнетизер" на другого человека. К такому "случаю" относится то, что однажды Месмер забыл свои "магниты", которые использовал и решился провести сеанс без них, получив ровно тот-же эффект сеанса, что навело его на мысль о существовании неизвестного явления естественного для человека "магнетизма", с приставкой "животного", т.е. присущему живому существу.
Данный факт "забытых магнитов" и послужил, в дальнейшем, в научной среде, при гипотезах его объясняющих, основанием для отнесения всех эффектов "месмеризма" ко внушению, а не действию какого-то неизвестного агента, будь то "эфир", либо "флюид", которые обеспечивали "животный магнетизм".
Тем не менее, три составляющих, указанных в начале этой статьи, остаются отдельными и определенными: гипноз, невербальный гипноз и энерговоздействие.
1. Явление "Гипноз", в настоящее время признается научно обоснованным, как по процедуре (гипнотизация), так и механизмах возникновения и развития гипнотического состояния.
Во времена жизни Месмера, термина "гипноз" еще не существовало, поэтому явление носило общее название "месмеризм", "животный магнетизм" и подвергалось критике и обструкции со стороны научного сообщества.
2. Невербальные формы гипнотизации, на тех же основаниях, что и процесс вербальных видов гипноза, приводят к возникновению гипнотических состояний. Они более приближены к "магнетизму", поскольку многие формы включают в себя "Пассы", т.е. воздействие руками на человека (субъекта гипнотизации).
Именно эти "пассы" являются переходом к пониманию "месмеризма".
3. "Месмеризм" - "энергетическое воздействие" одного человека на другого, где эта "энергия" не определена (какая именно?), окончательно не установлена, научно обоснована в виде гипотез и теорий, в основном на широкой эмпирической базе (опытным путем). Общее название на сегодняшний день "биоэнергетика", из которого развиваются различные направления.
Сам Месмер называл эту энергию, ее носителя "флюидом", считая, что она является тем видом энергии, которую источают живые существа, наподобие магнитной, отчего и произошло определение "животный магнетизм".
Эти гипотезы и различные теории имеют среди ученых как горячих сторонников, так и скептиков, т.е. в этом отношении, ученое сообщество разделяется в оценках явления противоположно.
К наиболее известным теориям относятся работы академиков В.И. Вернадского, об энергоинформационном поле земли, "ноосфера"; "Космоэнергетика"; академика В.А. Петрова" и многих других, менее известных широкой массе.
Также стоит отметить эмпирические, нравственно-философские и религиозные направления, где "энергетическое" воздействие выражается в терминах "энергия ци", "энергия кундалини", "чакры" (как энергетические центры) и воздействие на них, и т.д. и т.п.
К эмпирическим, т.е. полученных из практики, как наиболее широко известную в нашей стране, можно отнести Джуну (лечение руками), не имевшей стройной теории, а применявшей "биоэнергетические воздействия" на практике в целительстве.
Таким образом, самого Месмера нельзя назвать "родоначальником" явлений, которые были в своем практическом выражении известны и ранее, например, первые сведения о гипнотическом характере процедуры, находятся в "папирусе Эберса", где ясное описание "Призови мальчика... и погрузи его в сон своей рукой..." дает понимание о технических аспектах применяемого явления гипноза, носившего иное название в то время.
Месмер не "отец гипноза", но ученый, положивший начало научному подходу к изучению явления, позже названному Брейдом "гипноз".
Также обстоит дело и с воздействием "энергетическим", которое и до Месмера практиковалось под различными-же терминами, например "энергия ци". Заслуга Месмера, повторимся, в научном взгляде и вынесении на суд ученых того времени своей теории, где хотя явления и не были четко разделены (словесное внушение и биоэнергетическое воздействие), но были оформлены теоретически (на то время).
Что же такое "месмеризм" вообще?
Месмеризм на то время, это сплав, сочетание различных, впоследствии разделившихся направлений, сформулированных в понятиях, терминологически обозначенных - нескольких! - явлений, развивающихся теперь самостоятельно.
"Новейший месмеризм", распространенные практики современного применения ранее указанных явлений в терапевтическом контексте, где многие из них получили подтверждение и обоснование в научной среде, а часть "биоэнергетика" является с научной позиции экспериментальной.
Феномены Новейшего Месмеризма, наиболее известные и используемые сегодня в терапевтическом контексте, это: "месмерический криз", "экстаз, эйфория, оргазмические переживания", т.н. "экстатика", "абреакция" и "катарсис", и пр. и т.п.
Применение в комплексе, т.е. сочетание трех элементов наиболее эффективно и может качественно (на порядок) превосходить иные психотерапевтические практики, в силу активации бессознательного, "подсознания", а также всех ресурсов организма, направленных на оздоровление, исцеление, изменение установок, убеждений и общего тонуса человека, его иммунного ответа.
Сфера применения широка и разнообразна, может сочетаться с иными способами и направлениями, от классической психотерапии, до оздоровительных практик, лечебных, целительстве, массаж и пр. и т.п. и проводиться как индивидуально, так и в группах.