От "работы с частями" до диссоциативного расстройства.
Части личности и субличности это...
Гипнотерапия и модели работы с нарушениями, расстройствами, заболеваниями психосоматического характера.
Субличности и Части Личности, Альтер-личности, Эго-состояния...
Диссоциация и проявления диссоциации от «нормальных» и встречающихся в естественной, т.е. повседневной жизни состояний, до промежуточных (пограничных) и патологических форм.

Введение.

Вопрос "работы с частями личности" непосредственно связан с убеждением терапевта о их (частей) существовании. Кроме того, следует отметить, что термин "диссоциация" при данной "работе с частями" будет трактоваться совершенно различно, в зависимости от того, кто именно его употребляет, т.е. - разный смысл вкладывается в один термин.
Психиатр будет иметь в виду "расстройство, либо заболевание";
Психолог научного направления, будет понимать под термином прежде всего - естественный механизм психики (просто механизм, один из многих);
Психоаналитик - "механизм ЗАЩИТЫ психики";
Около-психологические практики (поп-психология) - понимают диссоциативное разделение, как "естественное устройство личности", т.е. личности, априорно состоящую из "частей".
Гипнотизер - как процесс "разделения", т.е. расщепления психики на части, при котором возможно отделить (выделить) одну из них, что относится к состоянию "сомнамбулизм", т.е. организация психики (сознания) человека по воле гипнотизера, который произвольно создает "образы" (внушает), которые принимает (находится в них) человек, полностью ассоциируя "себя" с ними, т.е. в момент состояния гипноза размышляя и действуя в "ином образе" именно так, как ему "внушили".
Оккультный практик (религиозно-мистический) - избегает употребления термина "диссоциация", однако фактически использует этот механизм в своей работе, о чем речь пойдет далее (Д. в шаманизме, изгнании бесов (экзорцизм), "работа с сущностями" и пр. и пр.).


Этика.

Вопрос работы с "частями личности" тонок, с точки зрения возможного изменения убеждений человека и ятрогении.
Необходимо понимать, что диссоциативные расстройства - не "теория", а реальность. При этом, от состояния "естественная норма" тенденция развития в диссоциативное расстройство - не вымысел и может быть результатом "ятрогении".
Опасность бездумного проведения популярной сегодня в гипнотерапии и иных практиках (в особенности НЛП) "терапии частей" заключается в намеренном или невольном легкомысленном прививании клиенту новых убеждений, вплоть до развития пограничных состояний и далее - нарушений и заболеваний, т.е. ятрогении (ятрогения, это ухудшение физического или психического, т.е. психофизиологического состояния человека, вплоть до нарушений и заболеваний, ненамеренно либо умышленно спровоцированное медицинским работником, либо психотерапевтом).
В гипнозе (гипнотическом состоянии) суггестивность, т.е. внушаемость человека кратно возрастает и становится возможным изменить его убеждения и даже веру.
Неточное или вовсе извращенное, а порою нелепое понимание как самих методов гипноза (гипнотизации), так и проводимой терапии (гипнотерапии) в отношении принципов ее построения (на чем она, модель основана), может создать условия для изменения убеждений и более того - развитию нарушений и заболеваний, от психологических проблем, до психосоматического заболевания.
Например.
Человек пришел за помощью к психотерапевту (гипнотерапевту), на предмет "неуверенности в себе", либо "прокрастинации", полагая себя цельным, а вышел с убеждением, что его личность состоит из "частей", обладающих самостоятельностью и даже ведущих "разговоры между собой".
В таком случае форма воздействия произведенного "терапевтом" относится к смене убеждений, а в части возникших нарушений (разговоры в голове, т.е. "голоса") - к ятрогении повлекшей расщепление психики, где можно констатировать психические нарушения или приведшей к заболеванию.
Это расщепление психики, которое было проведено на сеансе психотерапии (гипнотерапии) может в дальнейшем самостоятельно прогрессировать, развиваться, в результате чего и возникнет нарушение, либо заболевание.

Поэтому для того, чтобы работать с "частями", употребляя ту или иную "модель" необходимо знать линию "диссоциаций", в общем их континууме, которые имеются ввиду в отдельных случаях и частично перечислены в статье.


Терминология.

Различные толкования Диссоциации, которые имеют место в психологической среде, от научной, до околонаучной, касаются как понимания термина Диссоциация, под которым подразумеваются часто разные явления, разный вкладываемый смысл, так и основания методов работы с тем, что называется "Части Личности".
Здесь мы будем придерживаться не воображаемых "теорий" (опасность которых велика), а научных фактов, в их несомненности и достаточности.

Особо подчеркнем, что различные "методы работы с Частями" употребляемые в психотерапии, в особенности с применением гипноза, научно не обоснованы, являются гипотетическими концептами, не находящими полного принятия в научной среде.


Диссоциация и Ассоциация, это психические процессы, т.н. "механизмы психики",
которые используются при Работе с Частями Личности (Терапия Частей).
В естественной "норме", эти механизмы обеспечивают функции адаптации, одновременно с этим являясь функционально защитными механизмами психики.

При психическом стрессе Диссоциация, выступает как защитный механизм психики.
То есть, в случае психического стресса, диссоциация как механизм обеспечивает функцию защиты психики, для дальнейшей адаптации к внешним условиям (среды).
Пример. "Это происходит не со мной", когда человек воспринимает происходящее как-бы со стороны, особенно в моменты насилия.
Однако, понимать этот механизм только так - ошибочно. Разъясним последовательно на примерах ниже, когда Диссоциация является естественной "нормой" и в каких "патологией", т.е. в каких случаях этот механизм включается именно для защиты психики и "естественной" адаптации, а в каких имеет место расстройство психики.



Есть или нет Части Личности?

Да. Части личности существуют, если мы говорим о Диссоциативном Расстройстве Идентичности и пограничных с ним состояниях. ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ можно корректно говорить о "частях", на которые расщепилась личность, либо потенциально готова к тому (граничащее, пограничное состояние).
Что позволяет нам утверждать это?
На сегодняшний день, ДРИ классифицируется МКБ . Таким образом, наличие частей устанавливается, т.е. диагностируется, фактически обосновано.


Континуум Диссоциаций ( От патологии до нормы)


Континуум-гипотеза, по которой распределяются виды Диссоциаций (от нормы до патологии) здесь приведена не будет, т.к. более рассчитана на врачей, имеющих дело с расстройствами и болезнями.
Ограничимся необходимыми (при гипнотерапии и иных психологических практиках), тремя видами возникающих Диссоциаций:
а) ДРИ, т.е. "множественная личность";
б) "пограничные состояния" (на грани);
в) "естественной нормой".
В виду указанной "опасности" легкомысленного применения Терапии Частей, следует начать с того, к чему может привести "Работа с Частями", т.е. с ДРИ.
Следует понимать механизмы возникновения диссоциативного расстройства идентичности.

Возникает ДРИ, в результате действия механизма психики (диссоциация), в таких случаях выполняющих функцию ее защиты.
Условно понимаемый центр образования личности, ядро личности, не в силах справиться с психотравмирующими стрессовыми обстоятельствами, диссоциирует проблему, позволяя иным потенциалам образовать новый (или несколько) центр, т.е. "субличность, часть личности, иную личность...", образовывая новое ядро личности, развивающееся в полноценную "вторую" личность.
Механизм образования диссоциативного расстройства идентичности тесно связан с процессом полной, либо частичной амнезии, когда одна личность может не ведать того, что делает другая, которая обеспечивает адаптацию к обстоятельствам, недоступную "основной личности".


а) Диссоциативное расстройство идентичности
(ДРИ,
также используется диагноз "расстройство множественной личности", имеет неофициальное название "раздвоение личности" ) — психическое расстройство из группы диссоциативных расстройств, при котором идентичность человека не является целой и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей (или, в другой терминологии, эго-состояний или альтеров).
Основные признаки ДРИ (симптомы), это провалы в памяти и изменение поведения до кардинального значительно, либо вовсе противоположного, разительно отличающегося от обычного для этого человека (словно подменили).
Чаще возникает в детском, подростковом возрасте, но может возникнуть и в зрелом, при обстоятельствах психического стресса, обычно связанных с непереносимыми психическими и физическими страданиями.
В такие моменты может возникнуть диссоциированное восприятие происходящего (со стороны), могущее стать причиной образования ядра (потенциала развития) другой личности, более эффективно справляющейся с условиями среды (адаптация).
Например (первый случай), при ДРИ, где констатируется наличие "второй личности" можно наблюдать, что "основная личность" женщины средних лет, ничего не знает о существовании "второй личности" - мужчины, которая выходит вперед в экстренных ситуациях, требующих мер по защите жизни "единого тела" и ведущая себя в полном соответствии с мужским поведением.
При этом, по завершении ситуации, "первая личность" ничего не помнит о происходящем (амнезия).
Признаками, на которые терапевт должен обращать внимание при работе с клиентом (симптомами), будут являться провалы в памяти.
Например (второй случай). Некоторые люди не помнят периоды жизни (исключая естественные периоды детского развития до 4-х лет), а более поздние. Одна клиентка не помнила ничего до 12 лет, что позволило предположить (!) наличие психотравмирующих обстоятельств (насилие). В результате гипноанализа, было установлено наличие ДРИ, существовании "второй личности", крайне злобно и агрессивно себя проявляющей по отношении к социуму, включая близких родственников (мать в частности). Позднее, было установлены отношения инцеста с отцом, которые "вторая личность" имела с детства по настоящее время.
"Основная личность" ничего об этих отношениях с отцом не ведала, зная о "своем" поведении лишь со слов окружающих (говорила им гадкие вещи, озлобленно), смутно понимая, что это "действительность, правда", но выпадения из памяти объясняла иначе.
"Вторая личность" в беседах была полностью логична, имела своё мировоззрение (анти-христианского характера, сатанизм), помнила все обстоятельства и высмеивала "основную личность" как мягкотелую и по ее словам, нелепую "бесхарактерную и набожную".



б) Пограничные Расстройства, где возможна
Эмоциональная Диссоциация (эмоциональная анестезия, эмоциональное онемение как и другие диссоциации не только эмоциональные, а поведенческие и пр.),
которая возникает при психическом стрессе, наравне с другими видами диссоциаций (диссоциативных состояний: деперсонализация, дереализация). Также может сочетаться с утратой памяти, полной либо частичной (амнезия).


в) Диссоциация в "норме", вне понимания ее как "расстройства", либо "болезненное состояние", это:
Диссоциация, это механизм психики, одновременно выполняющий функции адаптации и защиты.
При "естественной норме" амнезии не возникают.
Механизм Диссоциации может быть полезным во многих случаях, в особенности при необходимости сохранять полное хладнокровие при размышлении и действиях, без эмоциональных реакций и негативных мыслей мешающих выполнять задачу.
Например:
При взгляде со стороны сапер, обезвреживающий взрывное устройство, кажется поразительно спокойным, его руки "не дрожат", он сосредоточен, делает работу "профессионально".
Механизм, наряду с другими (деконцентрация от всего остального и моноидеизм, т.е. концентрация только на одной идее) помогающий сохранять самообладание, в данном случае - диссоциация. То есть, несколько механизмов психики, в результате профессиональной подготовки, выработаны человеком для решения специальных задач (функциональные системы).

Откуда возникает такое "чудо бесстрашия"?
Было бы большим заблуждением понимать, что оно является следствием проявления воли. Почему? По причине связи воли с преодолением, которое выражается невротическим проявлением. Сам механизм волевого усилия в данном случае не полезен. Да, человек может действовать преодолевая страх, но напряжение будет следствием происходящей внутренней борьбы (преодоление), в результате которой может возникать скованность, либо дрожь в руках; сознание при таких обстоятельствах сужается, вариативность мышления и креативность вообще, мала.
Профессионально выработанные качества эмоционально диссоциироваться, помогают решать задачу "на автомате" (автоматизм), с хладнокровием робота проводя анализ и действуя надлежащим образом в ситуациях, связанных с риском для жизни. При этом не происходит огромной траты энергии, как при волевом преодолении эмоционального блока и обработке ненужной информации.
Таким образом, системно функционально "сапер" избегает когнитивного диссонанса (двух идей, порождающих различные мотивы поведения: а) сохранить жизнь; б) выполнить профессиональный долг). В ином случае (одновременности двух идей), возникающие разнонаправленные стремления выражаются их конфликтом, проявляющемся в неврозе и негативно влияющем на работоспособность.
Механизм диссоциации в этом случае снимает проблему когнитивного диссонанса, и является частью общего (Функциональных Систем, т.е. профессиональных навыков), т.е. он не "отдельный", а один из задействованных в общей структуре ФС. Возникает он не "вдруг", а в результате подготовки, профессионального научения.

На примере "сапера", мы наблюдаем несколько адаптивных функций диссоциации (по Людвигу, который выделил 7 адаптивных функций диссоциации), а именно:
1. Автоматизация определенных типов поведения (в данном случае профессиональные автоматизмы);
2. Эффективность и экономичность предпринимаемых усилий (при отсутствии энергии эмоционального реагирования);
3. Разрешение непереносимых конфликтов (конфликт долга с потребностью сохранить жизнь и уйти от опасной ситуации);;
4. Изоляция катастрофических переживаний (само исключение мыслей о возможном трагическом, катастрофическом исходе).
Подчеркнем важность "Изоляции" еще раз. Изолируя одну из идей (о катастрофе), исчезает энергия борьбы (эмоциональное выражение), т.е. отсутствует невроз.

Такие специфические профессиональные качества и навыки, будут относиться в других моделях устройства "личности" к понятию "субличность", либо "часть личности" (гипотезы околонаучного плана), либо иметь описание "Функциональная Система" (научное понимание).
При этом (в норме), вне связи с расстройством, способность к Диссоциации полезна и естественна. Амнезия обстоятельств "в норме" не возникает.
(Применительно к иным сферам, пользу навыка Диссоциироваться можно понять при прохождении "полиграфа", где навык применяется для ухода от реакции "причастен".)

Таким образом, способность к диссоциированному восприятию полезна. На "бытовом языке", она будет выражаться как "отрешись", "смотри словно со стороны", думай "как будто это не со мной", как советы для выработки способности сделать что либо без невроза, эмоциональных реакций, т.е. должным профессиональным образом.
Данная способность к Д. либо вырабатывается в результате многочисленного опыта:
а) интуитивно, "методом тыка" (в тот раз я думал так и это помогло действовать эффективно), либо
б) в результате научения, инструктирования, где т.н. "трансовые техники" употребляются так или иначе (в работе со спецподразделениями). Наивысший результат приносит развитие Диссоциированного восприятия в гипнотических практиках, где концентрация опыта приводит к быстрому образованию Функциональных Систем.

Понятие "субличность" ввел в психологию Роберто Ассаджиоли, который подразумевал под этим разрозненные психические процессы, желания, стремления. С полным описанием данного теоретического конструкта, рекомендуем ознакомиться в изложении самого Ассоджиоли, т.к. данная статья не имеет цели повторение работы автора, а направлена на практическое применение Модели (работа с Частями) в гипнотерапии.

Функциональные Системы и Части Личности (субличности).

На примере сапера, выполняющего свою работу, просто понять систему знаний и навыков, образующих функционал профессии. Функциональную Систему ( по академику П.К. Анохину), где комплекс качеств (понятие ФС по Анохину более сложное) составляет "часть личности", выступающую на передний план для решения задач. Функциональные Системы включаются, когда возникают условия, прежде всего - социальные, для действия, необходимого в данной ситуации.
Таким образом, в норме "Часть личности" относится к Функциональным Системам, это различные названия одного явления.
При иных обстоятельствах, где специфический комплекс не требуется, Система не включается, т.е. "часть личности" не выходит на передний план, в ней нет необходимости. Например, вне профессиональной деятельности, "включаются" иные системы (части), где волевой сапер становится добрейшим отцом и супругом, полагающимся в вопросах быта, воспитании детей на решения жены. Изменения поведения при таких "переключениях" могут быть разительны, но всем понятны на примерах из собственного жизненного опыта, либо на примере знакомых людей.
Основное, определяющее переключение "Частей", это изменение в поведении, при котором человека "словно подменили". Однако, следует учесть, что для определения "Части", необходимо не только наблюдать поведенческие различия, а иметь в виду, что каждая часть "включает" специфическое для обстоятельств мышление, волевые качества и пр.
"Сапер", хладнокровно и быстро решавший задачу в условиях профессии, интуитивно (!) находивший верные решения, творчески (!) мысливший в боевых условиях (Часть Личности "Сапер"), в других обстоятельствах потеет, мнет суетливо шапку в руках, когда его отчитывают за упущения в воспитании ребенка (часть "Отец"). Меняется его мышление, вступают в свои права иные Функциональные Системы. "Волевого и хладнокровного" человека "словно подменили".
На данном примере "в естественной норме", ясно как само понятие, так и переключение Частей Личности (ФС).

Более сложный пример связан с Альтерами, альтер-личность («альтернирующие личности» по Пьеру Жане), понятием вытекающим из "Альтер Эго" (второе я).
Если "Части Личности" могут быть множественны и пониматься как равные понятию Функциональные Системы, то Альтер , это уже не "часть", а более относящееся к понятию "личность". В крайнем выражении, оно будет являться Диссоциативным Расстройством Идентичности, при котором существует уже не одна личность, а несколько в одном теле (значение, которое вкладывал Жане).
В "патологических" случаях, речь идет о "Джекилл и Хайд", т.е. о ДРИ.
Более привычное понимание, "бытовое" относится к метафоре, не соотносится с понятием "болезнь, расстройство". В состоянии "норма", это вполне понятное всем явление, соотносимое с "частью личности", но выраженную как "другая жизнь" одного человека. Например, в его страсти, увлечении, где он словно "преображается", полностью меняясь.
"Безобидные" формы, это "коллекционирование", где хобби преображает человека и полностью меняет его поведение и сознание.

Практика применения в гипнотерапии и иных модальностях психотерапии.

В настоящее время в нашей стране получило распространение такое явление, как "Работа с Частями", под которыми понимается Личность человека, как априорно состоящая из множества "субличностей", не поддающихся даже подсчету.
Панацеей в этих практиках, считается "интеграция" этих "частей" в нечто единое, цельное, что и должно обеспечивать положительный эффект проводимой психотерапии.
Для достижения эффекта, употребляются, в основном, два принципа, это:

а) договор частей (при их конфликте, части остаются (диссоциация сохраняется), но договариваются между собой) и
б) интеграция частей (объединение, слияние частей (ассоциация) в одну новую часть)

Ограничения, сложности и пути их обхода.

! Методы работы с бессознательным (без диссоциированных "частей личности") , стоят отдельно и будут рассмотрены позже.

Не каждому клиенту нравится идея, что в нем "существуют части", каждая со своими мотивами поведения и соответственно - мыслями. Это создает определенные ограничения изначально в работе гипнотерапевта. Сомнение в идее о "Частях", либо полное отвержение, делает работу сложной, либо для клиента неприемлемой.

а) Договор Частей.
В случае легкости принятия клиентом идеи о том, что его личность состоит из частей, т.е. уже существующего у него убеждения, гипнотерапия будет этична, т.к. гипнотерапевт не внедряет собственные идеи, не меняет образ мыслей и мировоззренческие концепты человека.

В тех случаях, когда клиент не может принять такую идею прямо, употребляются способы постепенного принятия, по шагам например:
1. Установление самой проблемы клиента. (Диагностика)
а) Происходит в начальной стадии, в свободном изложении человеком того, что он считает проблемой (клиентским запросом).
б) Совместно с терапевтом, "запрос" конкретно формулируется и уточняется (ту ли проблему необходимо решать?).
2. Определение различных мотивов поведения.
"Ваше поведение имеет противоречие: с одной стороны вы хотите делать это (похудеть, вовремя просыпаться, бросить курить, легко общаться и т.д.), с другой - есть мотивы, которые противоположны и мешают сделать то, что Вы хотите сознательно".