Возвращаясь к Истокам Гипноза.
Отчего именно такое название? По причине возникшего сегодня некоторого "догматизма", несущего вред как исследованию явления гипноза, так и вред по части практического его применения.
Учитывая, что основное применение Гипноз находит в терапии (лечении, психокоррекции, народном целительстве, телесно-ориентированных практиках и пр.).
В чем состоят эти "догмы"?
В настоящее время, подавляющее преимущество получила "вербальная форма" гипноза. Суть ее сводится ко Внушению, внушению словесному, на котором гипнотизация в нынешнем виде и основана (словесная форма индукции).
Проблемы "словесного внушения" хорошо известны, состоят в т.н. "несогласии клиента", несогласия с тем, что говорит-внушает гипнотизер. К примеру, внушение состоит в создании "картины спокойствия", где гипнотизер описывает море.., а субъект отвечает, что "моря не видит", а видит лес.... либо вообще "ничего не видит". Возникает рациональная оценка, активируется критическое мышление субъекта, гипноз теряет эффективность, не развивается, либо прекращается вовсе.
Для нивелирования этого, часто возникающего несогласия, изобретаются стратегии более "номинального" языка, где создаваемая "картина спокойствия" абстрактна, клиент может "наполнить" ее своим содержанием, например: гипнотерапевт говорит абстрактно "спокойное место", вместо конкретного "море", а клиент наполняет своим содержанием "мне спокойно в доме у бабушки" (Ж.Беккио).
Либо другая стратегия, где клиент "может выбрать" из предлагаемого (М.Эриксон), например "Вы можете расслабиться сейчас... или через некоторое время... представить то, либо это...".
При всей изощренности словесных стратегий, при всем искуссве оператора, каждая из них имеет свои минусы, которые сводятся к общему - клиент может выходить в интеллектуальную сферу, включая критику, порождая анализ сказанного гипнотерапевтом. Это снижает эффективность общего процесса гипнотерапии, в части как самой гипнотизации (выход из состояния), так и принятия внушаемого гипнотерапевтом (процесс непосредственно терапии).
Между тем, опираясь на упомянутые "догмы словесных форм гипнотизации", напрочь забытыми оказываются иные формы как Гипнотизации, гипноза, так и "модели" терапии относимые к "Невербальным".
Априори будем считать верной мысль о том, что Клиенту необходимо решение его проблемы, допустим, что это возвращение "здоровья".
Действия гипнотерапевта, это возвращение человека в состояние "здоровье".
Общие ожидания Клиента, это - "я болен, терапевт проведет процедуру (ритуал, лечение, гипнотерапию...), в результате, я буду здоров (болезнь уйдет, боль исчезнет, буду хорошо себя чувствовать...)
При вербальной форме гипнотизации, кроме возможного несовпадения внушаемого образа (о чем сказано выше), возникает проблема личного представления клиента "что такое гипноз" и в этой связи его ожиданий. Как пример можно привести "стандартное" заблуждение: "Я всё помню, я всё слышал, поэтому считаю, что "гипноза не было". Либо: "Вы говорили про "огонь", а я его не видел", либо "видел, но не чувствовал тепло огня" (неполное принятие внушения). Таким образом, ожидания клиента в части "каким должен быть гипноз", влияют не только на оценку процесса гипнотизации (был или небыл гипноз), а и закономерно на результат проводимой терапии (раз гипноза не было, то и терапии также).
Основная проблема здесь СЕМАНТИЧЕСКОГО (смыслового) характера:
клиент имеет ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГИПНОЗЕ и всякое "не так" порождает оценку - имеющиеся представления порождают ОЖИДАНИЯ; возникают УСТАНОВКИ предваряющие ОЦЕНКИ как гипноза, так и вследствии всей проводимой терапии - смысловая "рациональная" оценка.
Ставя акцент на возможных проблемах "вербальных форм гипнотизации и гипнотерапии", нисколь не умаляя ее по факту, не отрицая ее "нужность", но обращая внимание на возможности иных "моделей" как гипнотизации, так и гипнотерапии, о чем далее подробнее.
Проблему Смыслового несогласия, несовпадения снимает невербальная гипнотизация, при которой частные словесные смыслы отсутствуют, отсутствует препятствие для индуцирования и развития гипноза (углубления).
Более того, невербальная форма гипнотизации снимает проблему языкового барьера. Человек вовсе не говорящий на языке гипнотизера, не понимающий его слов может быть эффективно как "загипнотизирован", так и получить в результате терапевтический эффект (снятие боли, устранение симптома, либо в идеале - выздоровление, здоровье).
Различные названия принятые ранее, такие как "месмеризм, магнетизм" , а в настоящее время практики "энерготерапии, космоэнергетики", виды "шаманизма" и т.п., следует понимать как относящиеся фактически к гипнозу, где фактом является феноменология гипноза, полностью описывающая происходящие процессы "месмеризма, магнетизма и т.п."
К тому же виду по формальным признакам относится и "Мануально-тактильный гипноз" проф. В.Л.Райкова, где действия гипнотизера обеспечены минимумом словесного сопровождения.
Известная всем индукция аббата Фариа, также яркий пример такого рода гипнотизации, где гипнотическое состояние достигается без словесного сопровождения, индуцируемое взглядом, а в момент его достижения быстро развивается единственным словом.
В этой связи остается напомнить о преобладании невербальных форм гипноза, в начале его активного использования. Основными способами индуцирования тогда были по преимуществу взгляд и пассы.
Поэтому и посыл "Возвращение к истокам гипноза" предлагает не "новость", а более - вспомнить забытое, для повышения эффективности гипнотизации и гипнотерапии.
Имея в виду общий алгоритм, напомним его:
1. Ожидания клиента, больного, страдающего человека определяемые как "выздоровление, здоровье"
2. Процедура (гипнотизация, ритуал, лечение, ...)
3. Терапевтический эффект.
При наличии ожиданий, вне зависимости на чем они основаны (убеждения, надежды либо веры), гипнотизация может быть выполнена как полностью без слов, так и ограничиваться их минимумом.
Тогда будет полностью соответствовать смыслу фраза М.Эриксона, что "транс терапевтичен сам по себе".
Терапевтический эффект Процедуры, обеспечен активацией ресурсов человека, направляемых вследствии ее к состоянию "норма" ("матрица нормы", адаптация, гомеостаз, регенерация и пр.).
Промежуточными целями должны являться: успокоение нервного возбуждения, как физиологического выражения переживания человека вследствии болезни, либо являющееся причиной болезни (психосоматические заболевания).
Это успокоение может достигаться как прямо, при этом действия терапевта непосредственно направляются на общее расслабление субъекта. Так и через провокацию отреагирования, где под отреагированием понимается усиление напряжения до треммора (нервно-психическая реакция, дрожь), за которой следует общее расслабление (снятие т.н. "телесных блоков", где общее состояние невроза (явного либо скрытого) вызывало перенапряжение групп мышц, сбой Функциональных Систем, работы органов т.е. носило периодический, либо постоянный хронический характер).
Результатом процедуры является общее улучшение состояния, выраженное в эйфории, отсутствии боли, ясном сознании. Процедура в большинстве случаев достаточна для общего изменения состояния, ликвидации причины заболевания не только вследствии снятия невроза, но и возникающих инсайтов у человека, по поводу причин вызывавших невроз, меняющего отношение к ним, создающего позитивный настрой для выхода из неразрешимой им прежде ситуации.
При недостаточности невербальных форм воздействия, должны даваться уже словесные формы внушения направляющие сознание человека и создающие позитивные установки в отношении собственной жизни, ее качества, здоровья и целеполагания, совладания, что обеспечивает длительность достигнутого эффекта.
Употребляя термин "невроз" здесь, для краткого обозначения обширной группы "невротических расстройств".
Явления, что не укладываются в "привычную картину мира", не имеющие "научного объяснения" здесь не разбираются.