Обучение гипнозу, как выбрать лучшее по объективным критериям профессионального "мастерства, класса".
1. Критерии обучения гипнозу.
2. Развитие гипнотизера.


Проблема объективной оценки "класса, мастерства" гипнотизера.
Проблема объективной оценки "мастерства" гипнотизера.
В настоящее время, в сфере обучения гипнозу, полностью отсутствуют методики развития обучающегося в отношении качества и способности к гипнотизации (производство, процесс гипноза) до стадии "навык", о котором далее по изложению.
Таково положение дел не только в нашей стране, но и в мировой практике подготовки гипнотизера. Отсутствие методик обучения гипнотизации связано с отсутствием критериев обучения и следовательно - критериев оценки выработанного навыка. Их нет.
Следствием этого является отсутствие объективных оценок "мастерства, класса" гипнотизера.
Субъективность и произвольность оценок сегодня - общее явление.
Оценить качество на предмет "классности, разряда, мастерства" фактически невозможно.
Любой человек может называть себя "мастером гипноза" безо всяких оснований, лишь потому, что ему это захотелось. Измерить его "классность", на предмет соответствия реальному положению, нет возможности именно по описанным причинам.
Эта проблема "оценки мастерства" подлежит решению, на что и направлена данная статья.

Критерии "мастерства" гипнотизера, которые позволяют:
а) объективно оценить, измерить его профессиональные качества (мастерство);
б) установить пользу того или иного "обучения гипнозу".


1. Гипнотизация группы. Гипнотизация отдельного человека.
2. Мышление гипнотизера, как профессиональное качество, которое проявляется: личные способности гипнотизера, профессионализм (мастерство), выраженные как навыки владения различными Видами гипноза, в конкретных качествах. Владение Теорией (знание) и практическое выражение знания (деятельность).
3. Развитие гипнотизера, по отдельным качествам, по предметным дисциплинам, факторы его развития, детализация "мастерства", эффекта личной "харизматичности", общего "очарования" (фасцинация).
4. Виды и методы обучения гипнозу. Образовательные программы, "курсы, семинары...", факторы их оценки (ценность программ).


1. Гипнотизация группы.
(должна входить в программу обучения курсанта)
Статистика. Измерение, позволяющее оценивать личный навык, мастерство преподавателя, а программу "курса" на общую его "ценность".
Выводы о "классе, мастерстве" гипнотизера, возможно делать не прямо, непосредственно разбирая факторы, составляющие профессиональные качества и их, соответственно, оценку.
Косвенные статистические измерения, которые могут основываться на результате его гипнотизации, где данные получают как объективные, исходя из следующих критериев:
а) общее количество людей, на которых производилась гипнотизация;
б) количество субъектов (от общего числа), вошедших в состояние гипноза;
в) "глубина" гипноза (стадии гипноза), в которой находились субъекты группового гипноза, с разнесением общего их количества на группы (вошедшие в легкий, средний, большой гипноз (по Бехтереву; по Каткову, это 1 стадия, 2-я и 3-я);
г) качество гипноза (глубина) измеряется по общей феноменологии гипноза, классификации Е.С.
Каткова, т.е. объективно и соответствует общепринятой классификации.
- Такие измерения "по результату", т.е. достоверные фактические данные, статистические выражаемые в процентах (по условиям научной оценки организации экспериментального исследования и его проведения), убедительно, хотя и опосредованно - через результат, т.е. произведенный эффект - гипнотизацию, выраженный в различных стадия гипноза участников группы, относятся к показателю как личного уровня "мастерства" преподавателя, так и общей "ценности" обучения.
- Обучение групповому гипнозу должно входить в программу.
- Участники курса должны быть погружены в гипноз при групповом его наведении, не менее, чем 80% и более, до ста.
- Общее время для измерения результата при групповом гипнозе, не более 1.5 часа.
- Стадии, на которые погружены участники, должны быть от 2-й (средняя), до 3-й (глубокий, "Большой гипноз" по В.М.Бехтереву).

...
(Дополнительные, кроме результата гипнотизации, проявляющие уровень навыков гипнотизера, говорящих о его "классности, мастерстве", должны рассматриваться контексты гипноза, т.е. области и сферы, такие как "формальная гипнотизация", либо гипноз без уведомления (неформальный гипноз), т.е. условия и способы, в которых это мастерство проявляется и может быть оценено. Например, проведение гипноза в условиях кабинета, формально оглашенного, будет говорить о мастерстве в этом контексте. В случаях, когда гипноз применяется в иных условиях, например, в общественных местах, без формального объявления о нем, рассматривается результат, с подчеркиванием "в каких условиях" проведена гипнотизация. Эти дополнительные условия подчеркиваются, как специфика, и показывают также "мастерство" гипноза не "вообще", а способность гипнотизера его применять в различных контекстах, условиях, что также служит определяющим его "классность" фактором, статистически обобщаемым достоверным показателям.)

1а. Гипнотизация отдельного человека.
а) Различные виды гипноза (Все Виды Гипноза) должны быть продемонстрированы преподавателем.
Гипнотизация отдельных субъектов производится не в одном виде, а различных принципиально Видах гипноза, о которых можно прочитать в отдельной статье, на сайте (Гипноз, это...), в которой Виды гипноза обозначены и раскрыта их суть, определяющая принцип наведения гипноза ("шоковые" виды, "эриксоновские" модели, "неформальные" методы и пр.) .
б) Демонстрации должны проводиться исключительно на участниках обучения, преподаватель не должен идти на уловки, пригашая для демонстрации своих "испытуемых, актеров, моделей" и пр., что будет говорить о его низком "мастерстве" и способностях, несоответствии заявленной программе.
в) Различные контексты, сферы, в которых гипноз должен демонстрироваться, показывает владение различными видами гипноза, которые применяются специалистом на практике (прием клиентов; воспитательный процесс; бизнес, организация и управление; коммуникации в общем смысле; и пр.), проявляют как широту знания (теория), так и практические навыки владения.
В настоящее время, большинство "преподавателей гипноза," не только слабо владеют теорией, но на практике демонстрируют невежество, некомпетентность при демонстрации гипноза на своих "обучающих программах", терминологически путая процессы, либо явления (феномены) гипноза, хаотично смешивая различные принципы (индуцирования, провокации, внушения гипноза).
Такого рода "обучения" закладывают у курсанта системные ошибки в освоении предмета, приводят к низкой, либо вовсе отсутствующей эффективности выполняемой им гипнотизации, что особенно тревожно, когда речь идет о клиентских приемах.


2. Мышление гипнотизера. Личные способности гипнотизера, профессионализм (мастерство), выраженные как навыки владения различными Видами гипноза.

Мышление гипнотизера, по образующей его специфике, (полное определение публикуется отдельно, одноименная статья), лежит в основе как образования поведенческих навыков гипнотизера, их практического применения, так и в итоге, сфере человеческой деятельности (терапия, бизнес, отношения и пр.).
Мышление гипнотизера образуется в результате процессов:
а) профессиональное изучение предмета, т.е. Знание, которое образуется научными методами, где виды мышления задействуются все. Процесс имеет характер обучения на научной основе, выражен в теориях и методиках, терминологии единой для понимания, которые приводят к образованию суммы знаний, того основания, на котором происходят операции мышления (анализ информации, ее синтез, мыследеятельность, афферентный синтез), приводящие к рационально-логическому выводу, либо множеству инсайтов.
б) научение по подражанию, т.е. эмпирический принцип, при котором включаются иные типы мышления. Такие виды обучения и мышления человека известны как наиболее свойственные ему в ранних возрастах. Также, такое мышление включается при отсутствии Знания, имеющего научный характер (причина-следствие, теория, обоснованность и т.д.).
Мышление гипнотизера может, таким образом, быть на практике: либо профессиональным, либо эклектическим, т.е. дилетантским, мышлением любителя.
И тот и другой тип обучения, образовывающий преимущественный тип мышления, может вести к высокой эффективности процесса, однако, во втором случае (любитель практик), эффективность будет ограничена, а в первом (профессиональная основа), широкая вариативность и эффективность более высокого порядка.
Если образно выразиться, то "бабушка-шептунья", которая делает гипноз, по сути процесса (не называя этот процесс "гипнотическая суггестия") может быть эффективна в целительстве, но не может быть Учителем, имея ввиду Образование, т.к. "знание" ею будет излагаться и передаваться в терминах, требующих Веры, а не простых и понятных всем психологических определениях.
Научное методологическое мышление отличает обоснованность, понятность, доказуемость. Это Мышление гипнотизера-профессионала ведет к простоте понимания знаний и простоте передачи знаний, а, кроме того, образованию способности разложить любой процесс, где фактически применяется гипноз, на составляющие и не только понять его, но и полностью воспроизвести.
Профессионал гипноза, его мышление гипнотизера обеспечивает способность "быть бабушкой-шептуньей" и не только ею, а и "шаманом" и "гипнотерапевтом", и "энерго-практиком", и "коммуникатором", "коучем", и "гуру оккультизма" и "метафизиком", "магом", "чародеем", "тренером тантры", эстрадным исполнителем, а "бабушка" способна быть только и исключительно "шептуньей".
Гипнотизер, как профессионал способен не только разложить детально воздействие "бабушки", либо еще для примера "цыганки" (ритм, тональность, насыщенность речи, суггестивные связки, производимые пассы и движения, и пр.), но и воспроизвести его с более высоким эффектом; "бабушка", либо "цыганка" будет не способна воспроизвести те эффекты, которые продемонстрирует ей профессионал, объяснение-же, которое у нее возникнет, это "Божья воля" и "чудо", либо "способности от Силы", при всей простоте деталей, которые являются следствием научного знания, обучения.

Профессиональные качества, навыки, развитые способности, определяемые как Поведенческие и Деятельностные, выраженные в эффектах "Обаяние" и "Харизматичность".
а) Качества и навыки гипнотизации - "Инструменты гипнотизера" - это знания и умения, практические действия, где проявляется сумма качеств гипнотизации (характеристики), конкретно определяемых по факторам (критериальность), которая выражается в навыках, применяемых при производстве гипноза (гипнотизации).
Профессиональное Поведение гипнотизера отражает его мастерство
(владение профессией), уровень развития (мастерства), выраженная детально в характеристиках.
К этим "качествам и способностям" прежде всего относится Владение собой и основные "базовые" характеристики приведенные далее.
Сумма развитых качеств, выражаемая в поведенческих навыках, выработанных автоматизмов, может быть понимаема как "инструменты".
Общий эффект, описываемый как "обаяние", производимое на субъекта или группу людей, является процессом, т.е. происходящим воздействием, заканчивающимся "очарованностью", т.е. "фасцинация" (очарование); выражается в термине, общем определении свойств личности, общего производимого ей эффекта, как "харизма, харизматичность, харизмат".
Данные особенности описания таких эффектов, употребляются в речи, рождают и выражают "всем понятный смысл". Детализация эффекта, который возникает, как следствие, выработки особых свойств, навыков, описываемых здесь как "базовые", отрабатываемые и развиваемые целенаправленно - приводят к эффекту "очаровательность, обаятельность, харизматичность".

Поведенческие навыки, "инструменты" не зависят от этики, морали, направленности их применения.

б) Деятельность гипнотизера, это "точка приложения навыков", то есть, смысловой контекст, область и цель применения технических приемов гипнотизации по различным деловым, профессиональным и иным социальным сферам;
Сферы применения различаются по целям, семантическим направлениям (лечение, психологическая коррекция, воспитание, бизнес, организация социальных групп, коллективов, управления и пр.). Деятельность гипнотизера зависит от его этики, морали, нравственности, требований и соответствия деятельности нормам закона.

Следующие критерии (характеристики) позволяют производить оценку обучения, т.к. являются измеряемыми объективно. Любая методика обучения гипнозу должны быть основана на них прежде всего, к чему мы и призываем всех "преподавателей" обучающих гипнозу, а также т.н. "гипнологов" изучающих гипноз. Каждое "гипнотическое" действие должно подвергаться измерению и научному обоснованию прежде его отработки.

На основании приведенных далее Критериев, создаются Дисциплины, составляющие Предметность обучения, выраженную нами в общей Методологии обучения Гипнозу (процессу гипнотизации), в конкретных обоснованных методах обучения.

Обоснование (краткое, необходимое и достаточное здесь).
Влияние ритма и тональности, при воздействии на человека, а также темпа относится к обоснованным научно, как и процессы: фиксация и дезориентация, влекущие изменение функции внимания, мышления, осознавания в результате и изменению активности субъекта.
Ритм и тон относятся к восприятию не только вербальному (речи), но являются довербальными, безусловными факторами изменения состояния человека, вне зависимости от его волевых качеств и когнитивных способностей, их характеристик.

Функционально-системное развитие основных специфических свойств, качеств и навыков гипнотизации по факторам, которые объективно измеряемы, подвержены оценке, через проводимое тестирование.

Характеристики здесь, это - Критерии профессиональных качеств гипнотизера, его "личной индуктивности", понимаемые также как "очаровательность, обаятельность, харизматичность, личный магнетизм".

Принципы системной подготовки гипнотизера. Порядок развития.
"Владение собой".
Основные способы освоения:
а) Рациональное осмысление необходимости,
б) Аутогенная тренировка, Самогипноз и
в) Гипноз (метод обучения "Гипноз в Гипнозе") и пр.
Цель - выработанный навык самоконтроля.
Способность к профессиональной деятельности (гипноз, гипнотерапия и пр.), в процессе которой важно сохранять оптимальную работоспособность (владеть голосом, выражать телом, взглядом), управлять своим рабочим состоянием, умение "отключать" восприятие факторов, негативно влияющих:
- на производство гипнотизации (помехи);
- на состояние гипнотизера (психофизиологическое), его самочувствие, энергичность, здоровье.
К данным навыкам относится не только общее влияние условий средовых факторов, но и:
- противодействие любого рода суггестивному воздействию, как специфически выработанное качество отмечать рефлекторно его мельчайшие признаки и противодействовать ему (анти-суггестия, усиленные анти-суггестивные барьеры).
Способность проверяется (тестируется "стресс-тестом") по типу "стимул-реакция", где стимул подается с целью вызвать невротическую реакцию, замешательство, сбой производимых действий, либо стресс. Отсутствие замешательства, невротической реакции, стресса на подаваемый стимул (шумовой, болевой и пр. разнообразные стимулы), показывает развитую степень способности.

1. "Базовые характеристики гипнотизера". Факторы его развития первого порядка.

Индивидуальные Характеристики, принципиально определяющие основополагающее развитие навыков и способностей, свойств гипнотизера:

1. Взгляд гипнотизера.
Дисциплины:
а) Управление взглядом, неподвижность глаз, фиксированный взгляд (при отсутствии моргания); целенаправленное движение взгляда;
б) Управление зрачком, изменение зрачка (произвольное сужение и расширение);
в) Управление мимикой, которая связанная с выражением взгляда, его значением.

2. Движения гипнотизера.
Дисциплины:
а) Жесты; Пассы; Касания; Вибрации ладоней и пальцев (при мануальном контакте); движения рук;
б) Общая Мимика лица;
в) Движения всего тела. Перемещения либо статичность; перемещения в различном темпе, ритме (плавность и хаотичность); издаваемые при этом звуки (хлопки, топот, постукивания и пр.)

3. Голос гипнотизера.
(с учетом индивидуальных возможностей развития)
Основные Характеристики голоса гипнотизера, издаваемых звуков. Паравербальные признаки.
Развитие голоса, т.е. не речи, а физиологических характеристик, качества звука голоса для специфики гипноза (не актерского мастерства, имеющего иные противоположные задачи)
Дисциплины:
а) Ритм, ритмика;
б) Тон, тональность (повышение-понижение), интонирование, модуляции (индивидуальные возможности)
г) Сила. мягкость-жесткость; плавность-отрывистость; громкость (тихо-громко);
д) Время. В отношении звука (паравербальный признак) длительность звука (время звучания);
скорость,
ж) Вибрации. (Звуковые) владеть резонаторами речевого аппарата, вибрационным эффектом повышающим КПД качественно (специфически для гипноза); мануальные аспекты вибрации, при телесном характере воздействия.
е) Динамика. Общая динамика действия (производство гипноза), где сочетаются отдельные характеристики, (ритмика, тональность, скорость (темп), которые относятся в дальнейшем к динамическим характеристикам речи (Речь гипнотизера), являясь одновременно базовыми, вне смыслового содержания характеристиками, индивидуально присущими по склонности и общим способностям (данным) человека; развиваются; объективно замеряются).


2. Факторы развития второго порядка.
Объективно измеряемы, подвержены оценке (тестирование).
Развитие свойств гипнотизера, свойств второго порядка, это организация гипнотической речи, составляющая суть Внушения, Гипнотической Суггестии.
На этом уровне будет ясно большинству, что приглашать учителя русского языка преподавать гипнотическую речь (гипнотическую суггестию) также нелепо, как и актера для развития голоса гипнотизера.
Преподаватель русского языка организует процесс в соответствии с правилами языка, а гипнотическая суггестивность, по большинству речевых приемов, данным правилам противоречит полностью, образуя свою специфику синтаксиса. Так, например, то, что является ошибочным в "правильной" организации речи, может быть условием для суггестивного воздействия. Произвольность и расставления акцентов при гипнозе, может быть намеренным, двусмысленным посланием, где тавтология (с правильных позиций) - являться целенаправленным суггестивным действием; нарушение ударения на глагол - являться смещением внимания и пр. и т.п. Поэтому решение различных задач образует различие правил русского языка, от специфики синтаксиса гипнотической речи.
Подменять задачи, приглашая людей с иной компетенцией, специалистов иных видов деятельности, преподавать "речь гипнотизера", означает - либо умышленно обманывать обучающихся, либо самому добросовестно заблуждаться, а в общем - заниматься профанацией, создавая системные ошибки и закрепляя их у людей осваивающих гипноз.

Речь гипнотизера.
Дисциплины:
- а) признаки гипнотической речи, ее суггестивности; иллокутивная сила гипнотической речи; фасцинаторные (фасцинация) факторы речи;
- б) лингвистические конструкции, составление внушений - составление фраз и предложений; синтаксис гипнотической речи; формулирование внушений;
- в) общая смысловая гипно-суггестивная организация речи (цель внушения, идея внушения); активация бессознательных потребностей; общая семантическая (смысловая) линия речи;
- г) скорость (темп) речи ( изменение темпа: медленно-быстро)
- д) скорость подачи информации ; плотность смыслов, смена смыслов (на единицу времени);
- е) неоднозначность смысла; замена смысла
- ж) спирали сменяющихся смыслов;
- з) акценты и паузы; общая ритмика и тональность организации речи.
Общее обозначение этой части, "факторов второго порядка", терминологически обозначается как "суггестивная лингвистика", основанная на "базовых дисциплинах", перечисленных здесь предметно.
При этом, особо подчеркивая, что суггестивная лингвистика здесь применяется для развития гипнотизера, его действий по производству гипноза (гипнотизация), приводящих субъекта в состояние гипноза.

3. Факторы третьего порядка. Характеристики гипнотической речи применительно к сфере деятельности.

Специфика применения гипнотической речи по сферам деятельности образуется (в отличие от предыдущих характеристик) дополнительным "глоссарием", т.е. специфической терминологией, ее владением, характерным для сферы, вида деятельности.
Применение вышеуказанных навыков гипноза, например в терапии, либо деловых переговорах, бизнесе и пр., будет существенно зависеть от свободного владения темой, специфическим "языком" данной группы.
Измерению подлежит по общему эффекту (эффективность) - достижению результата и промежуточных решаемых задач, как и в любом виде профессиональной деятельности (результат труда).
Суггестивная лингвистика, которая носит характер не "вообще", а специфический для процесса гипноза, точнее определяется как "гипнотическая лингвистика".
Упоминание о "суггестивной лингвистике", употребляемой для внушения (суггестии) какой-либо идеи, без возникновения состояния гипноза, будет и в процессах, собранных в направлении "НЛП" (нейро лингвистическое программирование), где речь идет о "легком трансе", о его "наведении" и дальнейшем "использовании".
В данном разделе, особо подчеркивается, что "суггестивная лингвистика", как общее понятие, и процессы "программирования", это те предметы, которые необходимо изучать последовательно, после освоения "Базовых характеристик гипнотизера". Эта основа индивидуального развития, в допустимой сейчас аналогии, как "общая анатомия" для врача, который изучает ее прежде, чем выберет специализацию, а не наоборот.
Базовые характеристики, развиваемые прежде всего, дают гипнотизеру основания для последовательного развития, системного и функционального. Для выбора и применения навыков в роде деятельности, сфере деятельности (терапия, управление, бизнес, переговоры, социальные проекты...).
Выражение деятельности, которое образуется при Системном образование, начиная с подготовки гипнотизера, это "Рефлексивный контроль" (В.Лефевр), и Общая Методология" (Г.Щедровицкий). Эти процессы лежат в основе научного подхода и применяются широко, от военной сферы, политической и до социальных процессов, как и проектов бизнеса, управления и организации.
Последовательность Системного образования, изложенная здесь, для решения задач Рефлексивного контроля, в Общей методологии, принципиальна и вполне ясна.


Выбор обучения гипнозу и гипнотерапии. Критерии определения его качества.
То преподавание гипноза, которое сегодня можно наблюдать при групповом обучении, само содержание и суть сводится к методам обучения:
1. Информирование "о гипнозе", которое определяется как "пассивное обучение", в "он-лайн" формате, при котором высылают тексты и лекции, содержащие общие сведения об истории гипноза и существующих способах гипнотизации. Данный "пассивный метод" не образует навыков гипноза (гипнотизации), которые не вырабатываются в программе. Не предусмотрено практика.
Таковое информирование, бывает двух типов:
а) подборка материалов о гипнозе, с общими сведениями собранными из свободного доступа в интернете. Сведения, там предоставленные, являются информацией поверхностного содержания, в большинстве своем беллетристикой, популярной литературой устаревшего содержания. Данный обзор выдается за "научный", однако мало соотносим с научными определениями. К таким "бытовым" относятся названия, определения популярные сегодня, например, такие направления в преподавании, как: "классический гипноз", "регрессивный гипноз", "эриксоновский гипноз", "элмановский гипноз" и пр. Содержание рекомендаций таких "онлайн-курсов" - заучивание предлагаемых "скриптов" т.н. "рабочих техник" и самостоятельное применение их на практике;
б) обучение, основанное на "личном мнении и личном опыте", т.е. "авторский курс". То, что говорится в такой форме "обучения", является хаотичным изложением "авторского взгляда" на гипноз, не соотносимое с чем-либо системным и научно обоснованным; "автор" путается в терминологии, определениях и общее содержание такого курса, это сумбур. При этом, "авторский взгляд" часто дополнен сопровождающими его видеоматериалами, ссылками на демонстрации не своих навыков, а иных популярных авторов, демонстрирующих гипноз.

Общая ценность такого он-лайн курса, как "пассивного метода обучения" ничтожна. Обучающийся "информирован, но не умеет". Отсутствуют навыки, т.к. качество их при "самостоятельной отработке" не контролируется.

2. "Активный метод обучения гипнозу" и "Интерактивный метод обучения" гипнозу, где практическая направленность существует. По форме, это методики обучения, где в процессе происходит отработка приемов и способов гипнотизации; распространены мало, а те из них, где практика занимает небольшую часть времени, сводятся к некому порядку действий обучающихся, имитирующих гипнотизацию. В процессе такой имитации обучения, опять-же, предлагается заучивать тексты, называемые "скриптами", либо "техниками", якобы приводящие субъекта в гипнотическое состояние. То есть, некий порядок произнесения слов и действий, которые предлагается "освоить", выдается за "продукт", а процесс заучивания "скриптов" называется "практическим обучением", сама же "отработка действий по скрипту" подразумевает "практику гипноза".
В общем, "обучающие программы, курсы" - смешанные "методики" пассивного слушания лекций, занимающего большую часть времени, с малым количеством времени на активную часть, где "активная часть" не основана на объективных критериях, позволяющих оценить качество гипнотизации обучающегося. Качество такого рода обучения низкое, стремится к нулю.

Происходящее при таком "методе обучения" , где "теоретическая часть" - набор текстов о гипнозе, а практическая - отработка зазубренных "скриптов", в точном значении - называется имитацией процесса обучения, но не выработкой навыков гипнотизации по объективным критериям.

Подавляющему большинству "преподавателей гипноза" необходимо не только освоить теорию, в которой их пробелы ужасают, но и самим вырабатывать базовые свойства гипнотизера, чтобы повысить качество гипнотизации, прежде, чем браться продавать, вести "курсы и семинары" на данную тему, прежде, чем говорить о своем "мастерстве".

Результаты таких "обучений" в плане общей эффективности таковы, какими и являются - близки к нолю, а чаще - наносят вред.

Часто задаваемый вопрос: "А есть ли у меня способности к гипнозу?"
Представленные здесь - критерии и предметные дисциплины - позволяют дать объективный ответ о текущем уровне способностей, выявить сильные и слабые стороны обучающегося и направить на развитие по индивидуальным данным человека, не полагаясь на субъективные оценки. Что и подразумевает критериальность и методичность.
При желании, каждый может быть гипнотизером, вопрос в том, как построено то или иное обучение и что именно является в нем предметами, для развития тех качеств, которые есть, различные, но у каждого есть.
"Неспособных" людей нет.