Классический гипноз (сеанс - учебное пособие). Перекодирование сигнала боли.

Сеанс публикуется как учебное пособие по классическому (традиционному) гипнозу.
Значение публикации, как учебного пособия - те аспекты, которые относятся к индукции и внушению гипноза - ритм и тональность.
Таким образом, данное видео, в большей степени, отражает не "скрипт" (последовательность действий, слов и фраз), который необходимо заучивать, а то, что образует эффективность гипнотизации, т.е. Ритм и Тон индукции гипноза.

Стадии гипноза на видео отражены последовательно, с теми основными феноменами гипноза, которые наиболее показательны для них:
глубокая релаксация до "состояния Эсдейла", каталепсия (тетанус), анестезия, амнезия, явление "сомнамбулизм", психофизиологические реакции - оргазмы под гипнозом (гипно-оргазм), перекодирование боли в удовольствие, мгновенная смена активности (возбуждения) на торможение (неоднократность) и пр.
Проведены необходимые тесты, выполняемые просто и рекомендуемые всем.

Также, особо существенно:
на видео отражено не только отсутствие восприятия боли, реакции на стимулы (анестезия, анальгезия), а преобразование болевого сигнала в сигнал удовольствия (перекодирование сигнала).

Следует подчеркнуть, что данный сеанс "классического гипноза" не является "методом на все случаи":
а) Все люди идут в гипноз с различной скоростью; один человек "проскочит" все стадии гипноза и мгновенно окажется в конечной (сомнамбулизм);
б) При гипнотизации, люди изначально склонны к разным типам гипноза, вхождения в это состояние (летаргический, каталептический, сомнамбулический типы, по классификации Я.Смертина), что будет проявляться при индуцировании гипноза. Эти склонности к тому или иному типу гипноза, будут влиять на изменение гипнотерапевтом стратегии индуцирования гипноза;
в) При обнаружении сложностей, малой эффективности "классической гипнотизации", необходимо переходить к принципиально иным способам гипноза, видам гипноза (Алертным- динамическим, шоковым, невербальным, мануально-тактильным и пр.).

При "классическом гипнозе", основанному на принципе торможения ВНД (высшей нервной деятельности), гипноз и его качество зависят прежде всего - от понимания специалистом ритма, тона, частот речи, силы звука, фоносемантики (формулы внушения), фразового удара (акцентирования) и др.

Также, из видео понятно то, почему криминально настроенных людей нельзя обучать гипнозу, как и некоторых его "преподавателей".

Перекодирование болевого сигнала.
Гипноз: анальгезия, анестезия. Перекодирование болевого и иных сигналов.

Ультра-парадоксальная фаза.

Частные вопросы применения гипноза при обезболивании - самостоятельном при самогипнозе, либо при внешнем воздействии специалиста применяющего техники, методы гипноза (гипнотизера), как и в иных случаях влияния на поведение человека на рефлекторном уровне.

Перекодирование сигнала.
Определения.
1. Всё, что обрабатывает нервная система (системы), это сигналы - внешней и внутренней среды.
В результате этой обработки возникают реакции (эмоции, мысль, действие, ощущения, состояния и т.д.).
2. Реакции, которые следуют за сигналом, являются рефлекторным ответом на стимул (стимул-реакция, рефлекс), в точном значении - Функционально-Системные.
3. Сам сигнал поступающий в мозг, закодирован, что есть общий принцип функционирования систем (Функциональные Системы) человека. То есть, прежде получения оценки, сигнал является импульсом проходящим по нервному волокну в мозг.
4. Афферентный синтез, это обработка суммы сигналов и организация действия имеющего цель. Гипнотическое влияние, это влияние на афферентный синтез, в части изменения оценки сигнала, вследствие чего и изменяется восприятие, последующее "осознавание", общие ответные реакции на иные стимулы (отсутствие реакции, либо иные реакции).

Медицина, фармакология и др., в отношении боли.
Для изменения Сигнала, в частности, нервной системы человека, его смысла, значения для последующего действия (рефлекторной реакции, восприятия, ощущения и т.д.), для общего понимания существующих форм влияния в отношении боли, анальгетического характера, либо анестетического:
а) среди форм воздействия на боль и ее восприятие, употребляются различные способы, в медицине это, в подавляющем большинстве, различные химические соединения, вещества, препараты разнообразные по характеру, типу действия. Это действие, начиная с "общей анестезии", когда восприятие невозможно ввиду "общего наркоза", утраты сознания полностью. Также, препараты иные, влияющие на прохождение сигнала, блокаторы; препараты угнетающие нервную систему; препараты вызывающие эйфорические эффекты и мн. др.
Существуют и иные методы: хирургического вмешательства, например, воздействующие непосредственно на нерв, либо отделы, участки головного мозга; аппаратное местное воздействие и др. и пр.
Приведенные в кратком описании (не полностью) медицинские методы влияют либо на способность нервного волокна передавать сигнал (не передавать), либо на мозг, который сигнал получает, но не реагирует на него (как в норме), либо реагирует иным образом (парадоксальным).
Приведенные весьма вкратце способы влияние на восприятие, ощущения человека направлены на уменьшение, либо полное отсутствие боли.
б) Сфера большой и малой психиатрии (вкупе с клиникой неврозов) в которой фармакология применяется для коррекции поведения человека (психотерапии), также существуют различные по принципам действия препараты. Основные задачи при этом - вернуть пациента к "норме", где сознание станет ясным, вернутся процессы совладания (волевые и пр.), процессы нервных систем восстановятся.
Не ставя целью сколь-нибудь критиковать медицинские методы, стоит отметить, что анестетики, анальгетики не являются безвредными, имеют "побочные эффекты" влияющие на здоровье (органы, системы) человека отрицательно, что общеизвестно.
Также существенно, что при системном приеме возникает эффект привыкания, что также не новость.
Зависимость от препаратов, это также проблема глобальная.

Гипноз, боль, поведение.
В данной статье ставится целью обобщение возможностей гипнотического влияния:
а) на боль - прежде всего;
б) на поведение человека.

Основания для утверждения, что при конечной цели "изменение поведения" человека, важно понимать силу гипнотического воздействия, которая заключается в демонстрируемом на видео влиянии на базовые (безусловные) рефлексы. На этой фундаментальной основе (базовых, т.е. безусловных рефлексов) выстраиваются условные рефлексы, функциональные системы, "нейронные сети" обеспечивающие мотивы поведения, установки человека, доминантное включение тех или иных установок при поведении, деятельности.
Именно эта возможность влияния на безусловные рефлексы, отвечающие за прием пищи (потребность поддерживающая жизнь), размножение (половая функция), ощущения (боль и пр.), предохраняющие от травматизма и смерти (самосохранение), является основанием для изменения любых условных рефлексов, функциональных систем, образующих направленность психики и сознательной деятельности человека, его личности.

Влияние Гипноза на безусловный рефлекс (восприятие боли), в отношении его переобозначения (перекодирования) как сигнала, дает понимание, что очевидны возможности:
а) изменения деятельности и поведения человека (деятельностный и поведенческий уровень);
б) паттернов поведения (алгоритмов, стереотипий, психических автоматизмов);
в) доминант поведения (бессознательное);
г) установок человека (вообще);
д) я-концепции; самоопределения;
е) свойств психики, ее реагирования, функциональной направленности, и качеств личности, способностей;
ж) психосоматических нарушений, заболеваний (терапевтическая часть)


Эти изменения поведения проявляются в изменении доминирующих установок:
а) изменение вкусовых, пищевых привычек, пищевого поведения;
б) разрушительных пристрастий (в частности алкоголизм, наркомания);
в) изменение либидо, влечения, направленности на объект желания (любовь и эмоциональная зависимость);
г) изменение направленности деятельности (реализация);
д) изменение черт характера и качеств личности.

Например.
Изменение поведения, функционально-системно осуществленное как изменение рефлекторного реагирования, проявляется при сформированном рефлексе "тошнота, рвота" при алкогольной зависимости, где прием алкоголя вызывает отвращение.
В частности, композитор С. Рахманинов был избавлен от алкоголизма, через внушенную ему психотерапевтом Н. Даль реакцию "водка имеет вкус керосина", т.е. реакцию отторжения, изменения запаха и вкуса.


Безусловный рефлекс и возможности гипноза его изменения.
Эта возможность влияния на безусловные рефлексы, полностью переворачивает представления о "возможности-невозможности" гипнотического внушения, направленного на изменения личности человека, во всех аспектах: как в позитивном направлении, так и разрушительном.

Исходя из общего положения о механизме парабиоза (Н.Е.Введенский), внезапный запредельный стимул оттормаживает все условно-рефлекторные реакции (условный рефлекс), т.е. возникает охранительное торможение (в корковых клетках).

Влияние гипноза (демонстрация на видео), это изменение реакции на прежде болевой стимул, которая относится к безусловному рефлексу, где изменение сигнала (безусловно-рефлекторного), на его противоположное значение (вместо "боль", воспринимаемый как "удовольствие"), т.е. не отключение, а изменение восприятия - перекодирование сигнала, позволяет утверждать, что происходит влияние не только на условно-рефлекторные, но и безусловно-рефлекторные реакции.


Влияние гипноза на афферентный синтез, безусловные и условные рефлексы.

Афферентный синтез.
(от лат. afferens (afferentis) — приносящий) — в теории функциональной системы (П. К. Анохин) синтез информационного материала, запечатленного в памяти (содержание сознания и бессознательного), мотивации, информации о среде и пускового стимула с целью принятия решения.
Доминанта в физиологии и психологии (от латинского dominans, родительный падеж dominantis - господствующий), Главенствующая идея - универсальный общебиологический принцип, лежащий в основе активности всех живых систем(А. А. Ухтомский).
Сигнальная система - (И. П. Павлов), первая (сенсорная) и вторая (понятийная). Сигнал воспринимается рецептором, происходит его кодирование посредством нервных импульсов и т.д., по Афферентному синтезу, с образованием Доминанты поведения, акта действия.
Особо важно! Образованная установка следования Словам гипнотизера (раппорт), выражается в реализации внушаемого. При этом, любые иные сигналы не меняют Доминанту, образованную этим внушением, а (по Ухтомскому) лишь усиливают ее. Таким образом, происходит влияние как на обратную афферентацию, так и на прямую.
Слово, как "сигнал сигналов", заменяет объективную реальность, влияя не только на условные, но и на безусловные рефлексы.
При гипнотически сформированной изначально Доминанте на состояние "эйфория", любой сигнал будет ее не пресекать, а усиливать.
Отличие гипнотически сформированной Доминанты, от доминанты возникшей в "нормальном" состоянии в том, что, если в "обычном" состоянии реализованная доминанта сменяется другими, то в при гипнозе, она будет сохраняться до тех пор, пока существует раппорт и прекратит своё действие лишь после его завершения, либо физиологического истощения нервной системы. Причиной таковой продолжительности, является гипнотическое воздействие на афферентный синтез, с изменением значения сигналов поступающих в ЦНС.
Типы перекодирования сигнала гипнотическом внушением, на примере восприятия "боль", влияние на безусловные рефлексы.
а) болевой (как в норме) сигнал не ощущается. Анестезия (отключение) чувствительности, анальгезия (обезболивание). Реакция на "болевой" стимул (воздействие, операцию, манипуляции) отсутствует. "Ничего не происходило, разве что-то делали?"
б) сигнал не воспринимается как "боль". "Что-то происходит, я чувствую манипуляции. Боль не испытываю". Сохраняется чувствительность, но сигнал не имеет характера "болевой". Стимул воспринимается как нейтральный, отсутствует "нормальная" реакция.
в) сигнал, в "норме" воспринимаемый как "боль", перекодирован в "удовольствие". Стимул, прежде вызывавший болевые ощущения, значение "боль, опасность", вызывает иную реакцию (эйфория). "От того, что происходило, я чувствовал удовольствие".
Обоснования влияния гипнотической суггестии на алгоритмы психосоматического нарушения, и, более широко - на изменение поведения.

Влияние на безусловный рефлекс (восприятие боли), в отношении его переобозначения как сигнала, дает понимание, что очевидны возможности и по изменению вторичных - условно-рефлекторных, Функциональных Систем, а именно:
а) изменения деятельности и поведения человека (деятельностный и поведенческий уровень);
б) паттернов поведения;
в) доминант поведения;
г) установок человека;
д) я-концепции;
е) свойств психики и качеств личности;
ж) способностей.

Психосоматика.
Психосоматические проблемы (нарушения, заболевания), причинно-следственно связаны:
а) самооценка, как критериальное содержание сознания (я-концепция);
б) психическая травма, образовавшаяся в момент события, повлекшего стрессовую реакцию, эмоционально (аффективно) приведшую к состоянию беспомощности и обесцениванию личности;
в) установление общей рефлекторной реакции на условия ассоциативно схожие с первопричинными, без из осознавания (рефлекторно, бессознательно).
Гипнотерапия Психосоматических нарушений.

Любая психосоматическая проблема (нарушение, заболевание), выражается в симптомах, образующих синдром (симптомокомплекс).
Те реакции, которые испытывает, имеет человек, психосоматического характера, относятся к рефлексам и функциональным системам, с причинами, которые находятся в области бессознательного ("подсознание").
Для точного понимания "цели" психотерапии, проводится этап диагностики психики человека, состоящей из:
а) рационального описания проблемы;
б) исследования иррационального, т.е. той части бессознательного, которая содержит истинные реакции, относимые к рефлексам.
Диагностика содержания бессознательного осуществляется как в порядке:
а) психо - соматическом, от психики к соме; в этом случае речь более идет о "нормах, правилах", т.е. установках человека, нарушение которых эмоционально проявляется и служит основанием для эмоциональных реакций (обида, гнев и пр.), приводящих человека в состояния ( дезадаптивные состояния, например беспомощности, состояния эмоционально-негативные и требующие компенсации ("компенсаторное поведение"), получения удовольствия каким-то образом ("заедание" и пр.);
б) так и в порядке: от сомы к психике, т.е. сомато-психическим (от телесно проявленных реакций проблемы, к психическому содержанию, которое является источником, основанием психосоматического нарушения, заболевания. Например, возникающее давящее ощущение в шее, либо реакция жкт, либо иная телесно ощущаемая реакция, которая сопровождается эмоциональным состоянием и т.д.).

Гипнотерапия.
Методы гипнотерапии, основные (фундаментальные, принципиальные), это гипноанализ и гипносинтез.
- гипноанализ - исследование проблемы, установление причин возникновениям нарушения; диагностика;
- гипносинтез - создание нового алгоритма поведения - функциональной системы, новой реакции на прежние стимулы (рефлекса), и пр.



Гипнотерапия и ее преимущества перед КПТ и психоанализом.
1. Как обозначено выше, возможность менять значение сигнала, составляет преимущество, которое практически осуществляется как терапевтическое изменение любой реакции на самом "глубинном" уровне безусловных рефлексов.
2. Ограничение Когнитивно-поведенческой терапии в том, что уровень "осознавания", рационально возможного осмысления проблемы, ограничен тем содержанием сознания, которое человек может вспомнить. Амнезия травмирующего события, "вытесненное", человек вспомнить не может, т.к. защитные механизмы психики блокируют эти эпизоды, охраняя человека от стрессовой реакции.
- Когнитивная, т.е. сознательная работа, таким образом, не учитывает психо-травмирующие события, ставшими основой патологических (рефлекторных) реакций и не может их изменить.
3. Психоанализ, который в методе свободных ассоциаций, способен активировать память, восстановить событие детально, долог по времени (множество сессий).
- Возможность влиять, формировать иные рефлексы, реакции и алгоритмы поведения, в психоанализе отсутствует.
Развитие личности. Свойства, качества, характеристики. "Характер".
Также, совершенно ясно, что влиять на качества личности, обеспечивать необходимые изменения, ни КПТ, ни психоанализ не могут.
Те доминанты поведения, которые будут сформированы в гипнозе, не могут быть созданы в других психотерапевтических направлениях.
Например.
Рационально вполне понятно желать ребенку "хорошо учиться".
Со всем уважением к труду детских психологов, корректировать качества личности, создавать доминату, обеспечивающую тягу к знаниям, "проглатывание, поглощение" объемов информации, вместо отклонения от них, избегания, прокрастинации и пр., когнитивные методы обеспечить не могут. Кропотливая, долгая, трудоемкая работа детского психолога в таких случаях, это нормальное, обычное дело.
На что будет направлена деятельность психолога в этих случаях "плохой успеваемости"?
- Механизмы совладания, т.е. "волевые" качества личности. Обеспечивающие "терпение, усидчивость" подростка, преодоление возникающих препятствий.
- Способность концентрации на предмете изучения, "внимание", которое не рассеивается, не отклоняется на иные "интересные" факторы.
- Общее "трудолюбие", которое является свойством и качеством. Сам "механизм", отвечающий за деятельность человека, за способность планомерно действовать, добиваться поставленных целей.
- "Самооценка" подростка, т.е. его отношение к себе, из которой вытекают его определения "я на это способен", либо "это не для меня, я не смогу".
- "Интересы". Самая большая проблема для родителей, желающих, чтобы у ребенка были "правильные интересы", т.е. желания, которые будут определять его поведение и будущую деятельность..
Родители, которые "желают ребенку хорошего", приводят его к психологу, чтобы тот "что-то сделал", т.к. ребенок учится не шатко не валко, отвлекается, скован, "не уверен" и пр., а экзамены близко...
Как правило, родители желают, чтобы специалист обеспечил какую то одну функцию, способность, качество, например, "внимательность, собранность".


- Необходимое пояснение.
Все те проблемы, что описаны выше "у подростка", являются поведенческими алгоритмами, установками, доминантами поведения во взрослом возрасте.
Прокрастинация, отвлечение, отсутствие целеполагания, ведущее к непониманию "что делать", в пределе развивающееся в "зачем жить", страхи (фобии) социальных контактов, взаимоотношений, невозможность "выражать себя", психосоматические проблемы, рождающиеся во всем их великолепии, компенсаторные стратегии (заедание, запивание), неврозы в результате, стрессы и т.д. и т.п.
- Имея желания, "стать богатым, быть любимым, проявлять себя, влиять на других, духовно развиваться...", люди получают массу информации, где "раскрываются секреты, как это сделать".
По сути, желания есть, советы правильные, разъяснения вполне обоснованы и верны.
Например, совет "не забивать голову ненужной информацией", обоснован и правилен. Объясняет, что все эти отвлечения от цели, это способы "получить быстро дофамин", т.е. лежат в основании прокрастинации, отвлекают силы от главных целей, не дают возможность ее осуществить, т.к. "дофамин растрачен" на пустяки.
Совет в этом случае "не делайте это".
Рационально понимаемая "правильность", многих ли изменила?
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), как и психоанализ не меняют паттерны поведения, а рефлекторное реагирование, психосоматические реакции (психосоматика) тем более.



Возможности как КПТ, таки и психоанализа, в этих случаях, сводятся к нолю.
Влияние на психосоматические проявления, в основании которых лежат рефлексы, создающие мотивы поведения, относимые к алгоритмам бессознательного (механизмы защиты психики), оказывает исключительно гипнотерапия.
Возможности гипнотерапии влиять на рефлексы человека, как на "условные", так и на безусловные рефлексы, категорически, менять их на противоположные реакции (с реакции "боль" на реакцию "удовольствие"), позволяют говорить